Головна arrow Розділи arrow Життя та люди arrow О тех, для кого атом не был мирным
О тех, для кого атом не был мирным Печать
Автор Газета "Город А"   
06.05.2013 г.

Image26 апреля 1986 года скорбная дата не только для Украины, но и для всего мира. Мирный атом вышел из под контроля, отобрав у огромного количест­ва людей привычную жизнь, здоровье, а у неко­торых и жизнь.

В тот далекий апрельский день в 01:23:47 сек. в ходе проведения проектного испытания турбогенератора №8 на энергоблоке №4 произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. В различных помещениях и на кровле возникло более 30 очагов пожара. К 5 часам утра 26 апре­ля пожар был ликвидирован, однако, к 20 часам в разных частях центрального зала 4-го энерго­блока начался пожар огромной интенсивности. Для ликвидации загорания были использованы все доступные силы, включая вертолетную тех­нику.

Во время взрыва на 4-ом энергоблоке сразу погиб 1 человек, утром от полученных травм по­гиб еще один. Так Чернобыль начал свою страш­ную жатву. 27 апреля 104 пострадавших были доставлены в Московскую клинику.Впоследст­вии у 134 сотрудников ЧАЭС развилась лучевая болезнь, 28 из них умерли в течение последую­щих 2 месяцев.

Но до ликвидации Чернобыльской угрозы бы­ло еще далеко. В1986-1987 гг. для работ на ЧА­ЭС привлекалось более 240 тысяч человек. По­следствия катастрофы устраняли 4 года с 1986 по 1990 гг. Всего в числе ликвидаторов привле­калось около 800 тысяч жителей Советского Союза.

Наиболее от радиационного загрязнения пострадали территории Украины, Белорус­сии, России, где в целом проживало 9 милли­онов человек.Истинные размеры и последст­вия трагедии не оценены до сих пор.

Миллионы людей подверглись радиоактив­ному излучению, тысячи гектаров земли ста­ли непригодными для проживания и обработ­ки. Участники ликвидации ценой своего здо­ровья, а подчас и жизни смогли защитить на­роды Европейской части от разбушевавшего­ся атома.

По велению сердца и совести ликвидаторы вступали в неравный бой с ядерной стихией, проявляя образцы мужества и самопожерт­вования. На сегодняшний день более 2 млн. человек имеют статус участников ликвида­ции аварии на Чернобыльской атомной стан­ции.

Чернобыльская трагедия - это горький урок для всех нас, это безжалостное напоминание о том, что даже мирный атом при беспечном отношении становится коварным и смерто­носным. Но еще, к сожалению, Чернобыль это пример того, как государство упорно не проявляет должной заботы о своих героях. Об этом говорилось на встрече чернобыль­цев, которых собрала городская организация ветеранов войны и военной службы "Честь имею" в комнате Боевой Славы воинской части А-0563 Ахтырского гарнизона.

Командир части полковник Александр Яковец и председатель АГОВВиВС "Честь имею" депутат горсовета Леонид Могилко кроме слов поддерж­ки и пожеланий здоровья, дали обещание всяче­ски помогать в любых проблемах ликвидаторам, рисковавшим жизнью на ЧАЭС.

Но в подавляющем большинстве, проблемы участников встречи требуется решать в коридо­рах власти самого высокого уровня.

В частности в связи с тем, что максимальная пенсия военнослужащих не может превышать 80% от денежного содер­жания на последней должности, то существовавшая ранее 5% "черно­быльская" надбавка теперь у воен­ных пенсионеров "растаяла".

Огромной критике ветераны воен­ной службы, члены организации"Честь имею" участвовавшие в лик­видации аварии на ЧАЭС, подвергли существующую систему обеспечения лекарствами. Чтобы получить преду­смотренные законодательством бес­платные медикаменты, люди, поте­рявшие здоровье в ядерном горниле, вынуждены тратить его уже в бюро­кратических лабиринтах.

Например, для лечения своих хро­нических болезней ликвидаторам требуется обратиться сперва за рецептом к врачу (этот рецепт будет действо­вать всего лишь ме­сяц), потом идти его заверять. Далее будет назначен один единст­венный день для полу­чения медпрепаратов, который ты не имеешь права пропустить, иначе всю процедуру придется повторять заново.

Денег, выделенных на лекарства, всем не хватает, поэтому пове­зет лишь тем, кто зай­мет очередь первым. Вот и стоят немощные ликвидаторы с 1 часа ночи до 8 утра, пока не откроется аптека. Но в сложившейся не­приятной ситуации да­же не это самое пе­чальное, сетуют лик­видаторы. Ведь если ты будешь в голове очереди, далеко не факт, что получишь все необходимое. Один из участников встречи рас­сказал, что его болезнь требует доро­гостоящего лечения,однако из 7,5 тысячи гривен ему выделили лишь 2,5 тысячи, потому что деньги кончи­лись. Разумеется, этого недостаточ­но. Но что делать, ведь те, кто уже"лежит" - обслуживаются вне очере­ди. Остальные ликвидаторы, кто в ту ночь стоял за рассказчиком, вообще ничего не получили.

Единодушно ахтырские "черно­быльцы" подвергли критике Сумской областной диспансер радиационной защиты населения, что на Троицкой. Лекарств там практически нет. Хо­чешь, чтоб укололи, даешь сестричке100 грн. - она бежит в аптеку и поку­пает на эту сумму препараты. Конеч­но,медсестра не берет эти деньги се­бе, наоборот, обязательно покажет чек на потраченную сумму. Но ведь, эти сто гривен, не смотря на обещан­ное бесплатное лечение, из кармана ликвидатора тем не менее "ушли". Таким образом,на аптеку оставляешь около 1500 грн., и это далеко не пре­дел.

С проблемой отсутствия ле­карств столкнулись ахтырчане,лечившиеся в хирур­гическом и неврологическом отделе­нии данной клиники.Перебои в об­ластном диспансере радиационной защиты не только с медпрепаратами.Даже полюбившийся кислородный коктейль (уж с ним-то непонятно ка­кие проблемы?)в областной клинике почему-то отменен.

Кроме того, питание в медучреж­дении принципиально ухудшилось. А это все-таки для пациентов "чужой" город. Из дома харчей на месяц впе­ред не напасешься. Поэтому обога­щать"госпитальный" рацион прихо­дится опять же за свои наличные, так сказать, "живые" деньги.

Были претензии и к ахтырской ЦРБ. В частности, не все смогли в этом году воспользоваться бесплат­ной услугой стоматолога. У кого-то получилось пройти протезирование (они отзывались об отделении цели­ком позитивно), а у кого-то нет.

Также ликвидаторы вспоминали о том, как хотели пробиться в Верхов­ную Раду. Они смогли встретиться с двумя "нашими" депутатами Виктори­ей Бабич и Ириной Купрейчик. По­следняя помогла ахтырчанам по­пасть в нужные кабинеты.

Однако там, в эпицентре власти, "чернобыльцы"натолкнулись на бю­рократическую стену. Часть озвучен­ных проблем чиновниками сразу от­металась, так как деньги в виде до­плат, которые ликвидаторы получают,считаются не пенсией, а социальной помощью.

В итоге человек, который должен был бы в качестве помощи, по его подсчетам, получать примерно 10000 грн., фактически на руки полу­чает всего750 грн. этих самых до­плат. Об этом рассказал инвалид 1-ой группы, участник Афганской вой­ны, ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС побывавший в Чернобыле дважды - Ю.Н.Никитин. Его мучает также и жилищная проблема. Не смотря на то,что он имеет все, какие только возможно льготы, получить собственное жилье в обо­зримом будущем он уже и не надеет­ся.

Кроме того, Юрий Николаевич оз­вучил невероятную проблему получе­ния справок, доказывающих, что во­инская часть просителя ликвидиро­вана без права наследования. Такую "бумажку" ему надо было предоста­вить,куда бы вы думали? В област­ной военкомат! Кто как не военный комиссариат должен владеть подоб­ной информацией?! Ан нет, бюрокра­тическую преграду так не преодо­леть. Чиновники вынуждают самого инвалида мыкаться и искать следы своей расформированной части.

Практически все из присутствую­щих столкнулись с не предоставлени­ем льготного места в общественном транспорте. Упоминали и городские маршруты, но в основном претензии были к районному автобусному мар­шрутному сообщению. Почему-то, когда идет сумская маршрутка, на­пример, "Сумы-Ильичевка" - про­блем с проездом не бывает, а как только"наша" - то мест постоянно нет. Вспоминались такие "подозри­тельные"маршруты на Алешню и Бугреватое.

Вот еще один пример: чтобы по­пасть на ранний рейс,пенсионеру требуется сперва, например, с Дач­ного, добраться на автовокзал и,только взяв посадочный талон (за который теперь появилась пускай небольшая, но тем не менее плата в 2 грн.), попасть в салон автобуса.

А ведь намного проще было "чер­нобыльцу" сесть в маршрутку у свое­го дома. Неужели невозможно что-то изменить на горрайонном уровне, чтобы не осложнять, а наоборот, уп­ростить ликвидаторам возможность пользоваться своими льготами? -высказывал претензии полковник в отставке Чеслав Иванович Лопушинский.

Кроме того, сейчас образовался не разрыв, а попросту провал между пенсией "простых" и "военных" чер­нобыльцев. Как такое возможно, ведь все работали в одном опасном месте, одинаково теряли здоровье, - почему же государственные выплаты так разнятся?

Напоследок ликвидаторы указали, что был принят Меморандум между чернобыльцами и властью, который заставлял отказаться от их некото­рых требований на 2 года, хотя, как теперь стало известно, такой доку­мент может функционировать не бо­лее одного бюджетного года.

В судебном порядке это можно легко доказать, однако веры в укра­инские суды нет. Ведь у некоторых на руках есть даже действительные су­дебные решения, которые все равно не исполняются из-за отсутствия средств в государстве.

Проблем у тех, кто побывал в гор­ниле Чернобыля, накопилось не на один разговор, однако, многие хоте­ли успеть на открытие памятника ликвидаторам на ул. Батюка. Желаю­щие попасть на торжественный ми­тинг, могли подъехать на предостав­ленном и.о. мэра города микроавто­бусе. Бус должен был доставить на мероприятие инвалида 1-ой группы подполковника в отставке Николая Александровича Калачова, чтобы он смог поделиться воспоминаниями о днях работы в Чернобыле.

Каждый из участников встречи под эгидой организации"Честь имею" получил цитрусовые наборы. На па­мять была сделана общая фотогра­фия.

Дальше предстояла встреча у па­мятника. Ахтырчан собралось здесь достаточно много, часть из них при­шла с цветами. Была представлена небольшая концертная программа, после чего Александр Цилуйко и Ген­надий Саенко, лидер ахтырских чер­нобыльцев, перерезали красную ленточку на монументе. Ахтырчане возложили цветы.

Конечно, памятник не решит проблем ликвидаторов. Но поставить его - было делом чести. Ведь монумент скорее нужен не"чернобыльцам" а всем, тем, кого они защитили ценою своего здоро­вья.

Андрей Михеев

 
kylymy_150523.jpg

bezp_181120.gif

express.gif

pam_100221_02.jpg

bud_250323.jpg

brus_110423_02.jpg

pesok_220823_01.jpg