Головна arrow Наш сайт arrow Бібліотека arrow Про Ахтырку и ахтырчан arrow А.П. Михаленко. Слободские казаки
А.П. Михаленко. Слободские казаки Печать
Автор Михайленко А.П.   
14.01.2005 г.
А.П. Михаленко
«Слободские казаки»
(первые российские гусары).

Военно-исторический клуб "Ахтырские гусары"

... Изначально, небесным покровителем Ахтырских казаков считался Св. Николай Мирликийский чудотворец. Первым полковником Ахтырского слободского полка, чьи полномочия были подтверждены жалованной грамотой Царя Алексея Михайловича, был Демьян Зиновьев, который отличился во многих стычках с татарами.

С середины XVII века на обширной территории между реками Псел и Дон на южной окраине Московского государства (ныне территория Сумской, Харьковской и севера Донецкой областей Украины, часть Белгородской и Воронежской областей России) стало возникать слободское казачество, которое вплоть до середины XVIII столетия являлось важным звеном в цепи казачьих войск, охранявших рубежи России.

Именно эта территория, некогда входившая в состав Древнерусской державы и пришедшая в запустение после монголо-татарского нашествия, именовалась в народе «дикое поле». Отсюда отряды крымских татар совершали свои опустошительные набеги на русские земли, грабя все на своем пути. Поэтому, начиная с Ивана Грозного, русские Цари постоянно стремились укрепить южную границу, дабы оградить свое государство от татар и кочевых племен.

«Дикое поле» постепенно заселялось служилыми людьми (стрельцами и пушкарями), здесь насыпались валы, рубились засеки, строились хорошо укрепленные поселения (слободы). Начиная с 1640-х годов сюда, спасаясь от национального и религиозного угнетения, из Речи Посполитой устремились украинцы. Переселенцев стали называть «черкасами», так как первоначальные семейства, пришедшие для поселения были из Староства Чигиринского и Черкасского повета бывших в польском владении.

Власти Московского государства дружелюбно отнеслись к переселенцам, государевы инструкции предписывали воеводам выдавать беженцам денежное и хлебное жалование. Им было разрешено занимать пустующие земли и вести свое хозяйство. Со своей же стороны, «черкасы» должны были нести пограничную службу и защищать «государевы украйны» от набегов татар и диких кочевников.

Осваивая просторы «дикого поля», переселенцы, объединяясь в слободы, создали своеобразную административно-территориальную военную организацию, которая получила наименование «слободских казачьих полков». Датой основания первых полков (Ахтырского, Сумского, Острогожского, Изюмского и Харьковского) считается 1651 год, но эта датировка спорная, так как не подтверждена архивными документами. Скорее всего, эта дата связана с появлением в тех краях около двух тысяч Запорожских казаков во главе с полковником Иваном Дзиковским, пришедших на поселение уже с готовым воинским устройством и поступивших на русскую службу.

В 1651 году войска гетмана Богдана Хмельницкого были разбиты поляками под Берестечком, следствием чего явился тяжелый и унизительный для Украины Белоцерковский договор с Речью Посполитой. После этого гетман своим универсалом «позволил утесняемому ляхами народу вольно уходить из городов в Великую Россию на житье, и Слободские места начали пополняться казацким людом». По всей видимости, именно память об этом массовом исходе украинцев побудила считать 1651 год датой возникновения слободских полков. С этого времени стали оседать города Сумы, Ахтырка, Лебедин, Харьков и другие места аж до реки Дон. К 1651 году население слободских полков возросло до 80-100 тысяч человек только мужского пола.

Само понятие «слободской полк» включало в себя определенную территорию со всеми находящимися на ней городами, селами и хуторами, объединенную под единым началом выборного лица. Весь уклад жизни полка складывался на традициях, имевших отпечаток вольного казачества. Во главе полка стоял полковник, который выбирался полковой старшиной, как правило, на пожизненный срок. Он ведал всеми военными, административно-хозяйственными, судебными делами и обладал в пределах своего полка фактически неограниченной властью. Символами власти полковника являлись полковничья булава – пернач, украшенная золотом и серебром с драгоценными камнями, а так же знамя с изображением святого- покровителя полка и полковая печать. Изначально, небесным покровителем Ахтырских казаков считался Св. Николай Мирликийский чудотворец. Первым полковником Ахтырского слободского полка, чьи полномочия были подтверждены жалованной грамотой Царя Алексея Михайловича, был Демьян Зиновьев, который отличился во многих стычках с татарами.

В своей деятельности полковник опирался на полковую старшину: обозного, судью, есаула, хорунжего и двух писарей. Их обязанности распределялись следующим образом. Полковой обозный ведал артиллерией и всеми крепостями, он же заменял полковника в случае его болезни или отъезда. Есаул являлся помощником полковника чисто по военным вопросам. Хорунжий командовал полковой гвардией - хорунжевыми казаками, полковой музыкой и оберегал полковое знамя. Два полковых писаря вели: один военные, другой гражданские дела. Для решения важных жизненных вопросов полковая старшина во главе с полковником собирались на совет – полковую раду, где все имели при голосовании право одного голоса, а полковник – двух.

В административном и военном отношении полк делился на сотни, численность которых в разное время была неодинакова. Командование сотни строилось по образу и подобию полка. Во главе стоял сотник, а в сотенную старшину входили: судья, есаул, хорунжий и писарь. Сотник выбирался и назначался полковой старшиной, который в свою очередь сам подбирал себе помощников.

Население полка составляли все проживающие на его территории казаки, крестьяне и мещане, но основным элементом все-таки являлись казаки, которые в свою очередь тоже делились на две большие группы. Первая группа – это выборные казаки, которых еще называли ранговыми, реестровыми или же компанейцами. Они и несли военную службу. Вторая группа – подпомощники, которые были обязаны за свой счет снаряжать реестровых казаков и снабжать их провиантом. На одного выборного казака приходилось от двух до восьми подпомощников. К концу XVII века число выборных казаков в Ахтырском полку было около 900 человек, они собственно и составляли полк как боевую единицу.

С момента своего появления слободские казаки оказались на переднем рубеже борьбы Русского государства с турецко-татарской агрессией. Набеги на Слободские земли случались практически ежегодно, но росла и сила ответного сопротивления. В постоянных битвах и стычках совершенствовалось воинское искусство казаков: умение совершать быстрые переходы и внезапные нападения, действовать из засады, а если придется - сидеть в осаде.

1668 год стал серьезным испытанием для всего слободского казачества. Во имя удовлетворение своих политических амбиций представители украинской шляхты, поддерживаемые Речью Посполитой и Оттоманской Империей, подняли мятеж под предводительством атамана Ивана Брюховецкого, целью которого был разрыв союза с Россией. Однако у слобожан эти идеи не встретили поддержки и в сражении под Змиевом объединенные слободские полки нанесли поражение войску Ивашки Брюховецкого. Верноподданническое поведение слобожан было отмечено Царем Алексеем Михайловичем. Казаки Ахтырского полка получили свою первую Высочайшую коллективную награду, им была пожалована «Похвальная грамота за верность».

Слободские казаки не ограничивались защитой только своих земель от вражеских нападений и по первому требованию Государя выступали в дальние походы. В составе русской армии они принимали участие в Крымских походах 1687 – 89 годов. Однако эта кампания трагически закончилась для Ахтырского и Сумского полков. После жестокого сражения в Черной долине в обоих полках едва насчитывалось полтораста человек.

В июле 1695 года Петр I предпринял свой первый поход к Азову, который не увенчался успехом, русская армия понесла большие потери. Однако в эту кампанию были и блистательные победы. Еще в мае 1695 года русский отряд боярина Бориса Петровича Шереметьева, в который входили казаки Ахтырского полка, должен был отвлечь внимание турок и татар от осажденного Азова. Шереметьев подошел к турецкой крепости Кызыкермень, расположенный на Днепре в районе современной Каховки. Началась осада крепости. После пяти дней непрерывной бомбардировки русские пошли на приступ и ворвались в город на плечах противника. В этом походе все слободские казаки находились под общим командованием гетмана И.С.Мазепы.

В 1700 году Ахтырский казачий полк совершил свой первый дальний поход в составе армии того же Бориса Петровича Шереметьева, на этот раз к берегам Балтики против шведов. Выступив в поход, ахтырские казаки прибыли на театр военных действий уже после разгрома русских войск под Нарвой. Осторожный Б. П. Шереметьев, имея от Царя приказ «ближних мест беречь и иттить в даль, для лутчаго вреда неприятелю», не рисковал вступать в открытый бой со шведами. Поэтому казаки вели долгую партизанскую войну в Лифляндии. Здесь ахтырцы успешно применяли свою опытность и умение, выработанные в беспрерывных войнах с татарами. По словам историка: «слободские казаки вносили страшные опустошения в неприятельских тылах, предавая все огню и мечу и забирая огромное количество пленных обоего пола. Одним словом, и сами татары не могли бы лучше очистить страну от жителей и их имущества».

В декабре 1701 года Шереметьев нанес поражение отряду генерала Шлиппенбаха у Эрестфера. В сражении отличились казаки Ахтырского полка, которые, атаковав и уничтожив шведский авангард, преследовали бегущего противника на протяжении трех верст. Победа у Эрестфера стала первым крупным успехом русского оружия в Северной войне. В Москве в ее честь был дан пушечный салют. На радостях Петр I произвел Б. П. Шереметьева в фельдмаршалы, а командир ахтырцев, полковник Иван Перекрест получил 28 февраля из рук Царя Петра Алексеевича «Жалованную грамоту с объявлением милости и учреждением формы».

Только летом 1702 года слободские казаки были отправлены на родину к своим семьям. Вернувшись, домой, казаки увидели разрушенные войнами города и села. От непосильных царских податей крестьяне убегали на Дон, покидая обжитые места. Повсеместно начинались стихийные бунты.

Осенью 1707 года на Дону вспыхнуло широкое народное восстание, которое возглавил атаман Трехизбянской станицы Кондрат Булавин. Этот мятеж доставил большие хлопоты петровским властям, так как Северная война находилась в самом разгаре, и не было достаточного количества войск для его подавления. Царю нужны были верные солдаты, для того чтобы утихомирить непокорного атамана. К весне 1708 года волнения охватили огромную территорию и докатились до Слобожанщины. Отряды донских, запорожских казаков и беглых крестьян вторглись в ее пределы, разгромили Сумской полк, убив его полковника. Тем самым повстанцы бросили вызов остальным слободским полкам. Полковники Харьковского, Ахтырского и Изюмского полков, объединив свои силы под общим командованием ахтырского полковника Осипова, преградили путь булавинцам. В жестоком бою под Торой (современный Славянск) полторы тысячи мятежников были порублены, потоплены в Донце и болотах. После этого бунт пошел на убыль, а сам Булавин был убит своими же казаками.

Вторжение армии Карла XII на Украину было достойно встречено слободскими казаками. Шведский король имел намерение пробиться к Москве через Ахтырку. Получив это известие, Петр I приказал А.Д.Меншикову немедленно выступить из Сум с двадцатью драгунскими полками. 30 января 1709 года Меншиков прибыл в Ахтырку, где от казаков узнал, что в районе Котельвы концентрируются большие шведские силы с целью «идти к Ахтырке и оную штурмовать». Петр I приказал направить в Ахтырку главные силы пехоты и сам прибыл сюда, чтобы лично проверить боевую готовность гарнизона. Здесь он провел военный совет с присутствием слободских полковников.

Оценив соотношение сил, Карл XII отказался от штурма города, шведские войска возвратились на правый берег Воркслы и направились в сторону Полтавы.

В прямых столкновениях со шведами слобожане не участвовали, в их задачу входило оборонять границы своего края и постоянными нападениями тревожить противника. Ахтырцы буквально висели на тылах шведов, ежедневно угоняя коней, убивая фуражиров и держа неприятеля в непрерывном напряжении. Измена гетмана Мазепы, который перешел в шведский лагерь, не повлияла на борьбу слободских казаков с захватчиками. Универсалы гетмана не находили поддержки у слобожан, а запорожцы-мазепенцы избивались ими наравне со шведами.

В знаменитой Полтавской битве слободские казаки участия не принимали, оставаясь охранять южные границы, на которые снова стали покушаться татары и нашедшие убежище у турок запорожцы-мазепенцы. В последующем слободские полки принимали участие во всех русско-турецких войнах, подвергаясь, как и вся русская армия, постоянным реформам, которые постепенно ликвидировали казачью независимость. Была даже предпринята попытка формирования из слобожан регулярного драгунского полка, которая, однако, не увенчалась успехом.

Во времена царствования Императрицы Елизаветы Петровны была учреждена единообразная форма для всех слободских полков, а именно: «Верхние черкески, с откидными рукавами и обложенные серебряными тесьмами и снурками, во всех полках были синие, а чекмень и шаровары по полкам: в Харьковском – желтые, в Сумском – светло-синие, в Ахтырском – зеленые, в Изюмском – красные и в Острогожском – красно-оранжевые...»

Именно слободским казачьим полкам в последующем суждено было стать первыми российскими гусарами. В 1756 году была сделана первая попытка обратить слободских казаков в гусар. В этом году выходит указ о формировании Слободского гусарского полка. Людей для него следовало брать из бывших драгун и казацких семей, кроме реестровых казаков. Для содержания полка был введен специальный налог. Но служба в гусарах была непопулярна среди слобожан. Назначенные в гусары казаки разбегались, прежде чем их успевали обмундировать. Полк, судя по всему, оказался небоеспособным и был ликвидирован, так и не побывав ни в одном сражении.

Во время Семилетней войны успешно воевал отряд украинских слободских казаков в 4 тысячи человек под командой бригадира В. П. Капниста, в который входил также и Ахтырский полк. С 1743 года полком командовал полковник (впоследствии бригадир) Иван Алексеевич Лесевицкий.

Первое большое сражение против армии Фридриха II произошло под Гросс-Егерсдорфом, где 24-тысячный корпус пруссаков внезапно атаковал 55-тысячную армию С.Ф.Апраксина, когда она выдвигалась из лагеря по узкой лесной дороге. Несмотря на первое замешательство, русские войска под огнем противника сумели развернуться в боевой порядок. Русская кавалерия вместе со слободскими казаками встали на левом фланге. Первыми ринулись в атаку на прусскую кавалерию казаки, но, едва доскакав до фронта противника, казаки повернули обратно. Кирасиры принца Голштинского бросились преследовать их и рубить отставших палашами. Толпа казаков мчалась прямо на пехотные шеренги, которые расступились, чтобы дать им спасение позади строя. В то же время, расположенная невдалеке русская батарея повернула пушки и ударила картечью в группу прусских всадников, выхвативши почти целый эскадрон. Пропустив кирасир в наш фрунт, пехота тут же сомкнулась, и тут же регулярная кавалерия встретила их встречной атакой. Пруссаки попали, как мышь, в западню и были порублены все до единого человека. Так казаки применили свой обычный прием, перенятый у татар: ложным отступлением навели противника на 15 готовых к бою батальонов пехоты с 44 орудиями. Кавалерия же завершила этот разгром своими саблями. К сожалению, маневр был выполнен не самым образцовым способом, и казаки тоже понесли потери. Погиб их бригадир – Василий Петрович Капнист, который лично возглавил атаку и во время схватки с кирасирами получил несколько ударов палашом в голову, так что опознать тело смогли только по мундиру.

Однако победу у Гросс-Егерсдорфа называют «украденной победой», так как Апраксин неожиданно для армии дал приказ отступить к границе. Причина странного поведения фельдмаршала заключалась в болезни Императрицы и опасении, что на престоле окажется наследник Петр III – поклонник прусского короля. Но Елизавета поправилась, Апраксин был смещен, а на его место назначен В.Фермор.

Понеся большие потери в дальнейших боевых действиях, слободские казачьи полки были отпущены из действующей армии домой. На обратном пути из Пруссии казакам пришлось претерпеть большие невзгоды, которые в последующем плачевно сказались на их боеготовности. Фураж для лошадей из армейских запасов им выдан не был, а в разоренной Польше купить его было невозможно даже за большие деньги. Поэтому многие казаки вернулись домой пешими.Слободские полки так и не смогли восстановить свою былую боевую мощь. На войну их больше не привлекали, а всех оставшихся годными к службе лошадей забрали для пополнения гусарских полков.

В июне 1762 года, вследствие дворцового переворота на русский престол взошла жена Петра III Екатерина Алексеевна, урожденная принцесса Ангальт-Цербская. Она стала продолжательницей начинаний Петра Великого.

Легкая кавалерия (гусары) в первые годы правления Екатерины II занимала как бы среднее место между регулярной тяжелой кавалерией и иррегулярными казачьими частями. Молодая Императрица обратила свое монаршее внимание на бедственное положение слободских казаков. В марте 1763 года была создана особая комиссия для изучения неблагополучия в слободских полках и путей его устранения. Во главе комиссии встал майор лейб-гвардии Измайловского полка Евдоким Алексеевич Щербинин, ставший в последующем губернатором Слободской Украины. Работа комиссии продолжалась больше года, и ее результатом стало решение о полной ликвидации слободских полков и превращении их в гусарские.

В 1765 году по решению губернатора Слободской Украины Щербинина Ахтырский полк был пополнен казаками из других полков, а 3 мая этого же года вышел высочайший указ о расформировании слободского казачьего войска на Украине и создании на их базе гусарских полков. Таким образом, слободское казачество, сыграв назначенную ему историей роль, прекратило свое существование. Для слобожан наступила эпоха «регулярства». Так впервые появился Ахтырский гусарский полк, которому за его прежние заслуги было оставлено старшинство с 1651 года.

Первым командиром ахтырцев был назначен бригадир, граф И.М.Подгоричани – серб по национальности, «грамотный лишь по нужде, но храбрый и отличный офицер...» Именно этому офицеру, отличившемуся еще в 1760 году при рейде русской кавалерии на Берлин, предстояло из полудиких казачьих формирований организовать хорошо обученный гусарский полк. Казаков обучали сомкнутому строю, атакам в шеренгах поэскадронно и повзводно по Уставу 1763 года. К 1766 году формирование полка было завершено. В этом же году был определен полковой праздник – 2 июля (по старому стилю), в честь Чудотворной Иконы Ахтырской Божьей Матери.

 

����������� 

 
#1 Посетитель 12.05.2005 15:36
привет
 
kylymy_150523.jpg

bezp_181120.gif

express.gif

pam_100221_02.jpg

bud_250323.jpg

brus_110423_02.jpg

pesok_220823_01.jpg