Головна arrow Наше місто arrow Земляки arrow Среди героев Рейхстага были и «хохлы»
Среди героев Рейхстага были и «хохлы» Печать
Автор Приазовский Рабочий   
10.05.2006 г.
ImageДесятилетиями после окончания войны замалчивалась и продолжает оставаться тайной правда о водружении Знамени Победы над Рейхстагом. Хотя в прошлом году что-то и было сделано - одному из участников событий уже далекого 45-го года Алексею Бересту, фактически дважды Герою Украины (ведь он спас из-под колес электрички девочку), - было присвоено это высокое звание, и на родине героя, в Ахтырке, установили и торжественно открыли памятник.

Тогда же страна узнала, что именно замполиту батальона лейтенанту А. Бересту было поручено ответственное задание - провести на крышу Рейхстага назначенных командованием бойцов-знаменосцев. Они должны были поднять там красный флаг, символизирующий победу над Германией. Национальный состав штурмовой группы был четко определен: русский Михаил Егоров, грузин Мелитон Кантария и украинец Алексей Берест.

 Командир А. Берест головой отвечал за выполнение задания, однако после его успешного завершения, как известно, фамилию командира из наградного листа Жуков собственноручно вычеркнул. И довод при этом был несколько иным, чем сейчас пишут. Зная взгляды Сталина на ход войны и участие в ней народов, маршал высказал примерно такое: "Не хватало нам здесь еще и хохлов!". Вот как "отблагодарил" маршал солдата. А свой орден отважный "хохол" получил совсем за другой эпизод - за пленение группы вооруженных защитников в подвале Рейхстага. Еще несколько слов о лейтенанте А. Бересте. Судьба его, подобно судьбе Александра Солженицина и многих других борцов за правду и справедливость, была трагичной. Этот неугодный властям человек был обвинен во всех смертных грехах и отправлен в ГУЛАГ на 10 лет. И даже после смерти тирана, когда проводилась широкомасштабная амнистия, его, как особо опасного преступника, не освободили, а лишь немного снизили срок.

 Борьба за восстановление справедливости в деле Береста велась и после его трагической гибели, и при всех правящих генеральных секретарях. Ведь даже проводилось специальное заседание ЦК, где обсуждали его "вопрос", но так и не было вынесено справедливое решение. Ибо, по мнению последнего Генсека - автора печально известной перестройки, "Признав прошлое решение неправильным, мы опозоримся на весь мир!".

 Так вот, полная правда о тех событиях и до сих пор продолжает замалчиваться, ибо эти события были далеко не такими, как их потом обрисовала сталинская пропаганда. А как это было в действительности? Для этого мысленно перенесемся в те далекие дни окончания войны.

 - Товарищ генерал! Мои отважные парни первыми водрузили Красное знамя на верху Рейхстага, вставив его в корону какой-то б…!
Из песни, как говорится, слов не выкинешь. Это историческое донесение командира штурмовой группы капитана В. Н. Макова командиру 79-го стрелкового корпуса С. Н. Переверткину прозвучало около 11 часов вечера 30 апреля 1945 года. То есть впервые флаг на крыше Германского парламента был водружен несколько ранее общеизвестной версии и, оказывается, совсем другими людьми.

 Дело в том, что для поднятия красного флага над Рейхстагом подготовили десять знамен и сформировали столько же штурмовых групп. Группе А. Береста досталось знамя № 5 Военного Совета 3-й ударной армии, штурмовавшей Рейхстаг со стороны главного входа. Основную ставку делали именно на эту группу. Штурмовые группы формировались еще 28 апреля из добровольцев - исключительно из партийных и комсомольцев. Кроме уже указанной от 3-й армии было еще две группы под командованием капитана В. Макова и майора М. Бондаря.

 Попутно замечу, что спустя некоторое время после штурма мне пришлось побывать на том месте и увидеть бывшее поле боя. На подступах к Рейхстагу враг выкопал широкий противотанковый ров, заполненный водой, перебраться через который можно было бы разве что по какой-то трубе, проложенной над ним. А все подступы были укреплены заградительными сооружениями и бетонными дотами.

 В сумерках 30 апреля, в сложных условиях ожесточенного боя, акробатически преодолев водный рубеж и заградительный вал, первыми достичь ступеней главного входа в Рейхстаг посчастливилось бойцам из группы В. Макова. Здесь они укрепили свой первый флаг - кусок красной материи. Затем пробив бревном, как тараном, запертую массивную дверь, ворвались внутрь здания, где повели бой с отчаянно защищавшимися немцами.

 Когда штурмовой группе в жестокой борьбе за каждый метр коридора и лестницы удалось подняться на второй этаж, Маков дал сержанту М. Минину второй кусок материи и приказал в сопровождении старших сержантов Г. Загитова, А. Боброва и А. Лисименко прорываться наверх. Под прикрытием остальных им удалось достичь чердака здания. Там по каким-то висячим цепям, как по веревочной лестнице, бойцы выбрались на крышу.

 Здесь к прихваченному по пути куску трубы, разорвав носовой платок на тесемки, они привязали их будущее знамя победы, и Михаил Минин, взобравшись на скульптуру на фронтоне (а это был кайзер на коне), вставил древко в корону всадника. Произошло это знаменательное событие примерно в 22 часа 40 минут.

 Сразу, как наши установили связь, прямо с чердака командир группы В. Маков и прокричал в трубку полевого телефона свою радостную фразу. Эта весть быстро облетела все остальные штурмующие Рейхстаг части. Через некоторое время наверх добрались и бойцы из группы М. Бондаря, который лично был явно разочарован тем, что не оказался первым. Сообщение Макова услышал и командир
756-го полка, который прибыл в Рейхстаг после полуночи для выяснения, где же находится главное знамя № 5 Военного Совета 3-й ударной армии и его знаменосцы. Выяснилось, что они все еще отсиживаются в подвале гестапо, откуда начался штурм. И только в третьем часу ночи Алексей Берест повел своих подопечных к Рейхстагу. Там с помощью бойцов из групп В. Макова и М. Бондаря они поднялись на крышу и закрепили свое знамя, привязали его к ноге коня кайзера.

 Следует заметить, Рейхстаг - большое прямоугольное здание с внутренним двором, и бой в отдельных его частях длился до самого утра. Так что миссия Алексея Береста тоже была не из легких. Таким образом, на рассвете 1 мая главное Красное знамя наконец-то было укреплено на крыше Рейхстага.

 Надо сказать, что ставшим с тех пор знаменитыми двум знаменосцам пришлось еще два раза подниматься на крышу вместе с фотокорреспондентами и сыграть пару дублей водружения знамени для фотодокументов. Подобное повторение исторического события произошло и 9 дней спустя, когда пришлось дважды подписывать известный акт о капитуляции Германии. А знамя №5 на следующий день перенесли на вершину купола Рейхстага. Несколько дней спустя его, получившего титул Знамени Победы, вообще сняли и отправили в Москву, а взамен укрепили другое.

 Группа В. Макова после своего триумфа первопроходцев к утру вернулась в штаб своей 136-й артиллерийской бригады. Туда же они доставили в тяжелом состоянии своего товарища Гизу Загитова, получившего сквозное ранение в грудь - пуля прошла навылет в сантиметре от сердца, пробив колодочку медали "За отвагу", которая и спасла ему жизнь. В штабе их сфотографировали, а присутствовавший там военный корреспондент "Правды" подполковник Борис Горбатов - в будущем известный писатель - записал их рассказы.

 Командующий корпусом за проявленный героизм представил капитана В. Н. Макова и четверых смельчаков к званию Героя Советского Союза, а остальных участников группы - рядовых бойцов-автоматчиков, часть из которых ценою своей жизни заплатила за весь успех операции, - к ордену Ленина. Среди них известны: младшие сержанты Д. Никитин, И. Егоров, ефрейтор Г. Валеев, рядовые В. Добросоцкий, И. Ульяненок, М. Евтушенко и Н. Сидоренко (оба явно из Украины). Все они и другие, фамилии которых так и остались неназванными, в равной мере рисковали и выполнили с честью свой воинский долг, их наградные листы так и не дошли до начальства и где-то до сих пор пылятся в архивах бывшего МО СССР.

 Впервые официально проговорились о первопроходцах Рейхстага во время "хрущевской оттепели" в 6-томной "Истории второй мировой войны", но во времена героя "Малой земли" снова забыли. Поэтому имена воинов остаются неизвестны широкой общественности, хотя у нас и любят повторять пафосную фразу о том, "что никто не забыт…". Оказывается, есть еще и бессовестно нами забытые воины.

 Вот прошло уже более 60 лет с тех исторических победных дней, но война фактически еще не закончена. Не закончена она будет до тех пор, пока не будут названы все участники, найдены и захоронены с почестями все погибшие, соответственно награждены все отличившиеся. Справедливо будет, если и украинцев - участников описанных событий - отметят наградами Украины. Среди них и еще один "хохол" - старший сержант А. Ф. Лисименко, как и А. Берест, должен быть удостоен высокого звания Героя Украины. После войны Александр Федорович прожил еще около сорока лет, работал, принимал участие в подготовке названного издания.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ АВТОРА. С предложением разыскать сведения об украинцах - участниках описанных событий - и принять соответствующее решение я обратился к Президенту Украины. Обращение было переправлено в Минобороны, откуда пришел формальный ответ, что представления к наградам от частных лиц не принимаются. Видно, президенты меняются, а чиновники
остаются все те же. Не захотелось им вникнуть в суть дела, а возможно (это было как раз во время эпопеи с награждением А. Береста), стало неловко проявить свою неосведомленность в деталях истории войны. А повторное обращение автора в Минобороны переслали уже для ответа в Донецкую облгосадминистрацию (по месту проживания обращающегося), предполагая, очевидно, что там лучше знают, чем специалисты в Институте военной истории, как поднимали когда-то Знамя Победы над Рейхстагом. Администрация же "осчастливила" курьезным ответом, что теперь за подвиги во времена минувшей войны награды вообще не присваиваются. Хорошо хотя бы то, что Президент не знал этого, когда награждал А. Береста. Заинтересовалось вопросом и общество ветеранов при облвоенкомате и собиралось командировать в Госархив Минобороны СССР сотрудника для выяснения вопроса, но пока еще ответов не было. Как говорится: поживем - увидим.

 Олег КАРПЕНКО,
бывший инженер "Азовмаша".

http://www.pr.ua/news.php?new=2235

 

����������� 

 
#3 москаль 09.08.2009 12:33
на той войне не было хохлов, были советские воины, дай бог нашему поколению такую силу воли
 
 
#2 Гость 12.05.2006 16:32
Так в оригинале. Увы :sad:
 
 
+2 #1 Портвейн 12.05.2006 16:01
Среди героев Рейхстага были и «хохлы»

Может всё же украинцы? Или обязательно этот масковский слэнг ввернуть надо?
 
kylymy_150523.jpg

bezp_181120.gif

express.gif

pam_100221_02.jpg

bud_250323.jpg

brus_110423_02.jpg

pesok_220823_01.jpg