"Здравствуйте, уважаемая Елизавета Филипповна, а также все ваше семейство и все родственники Николая Филипповича! Недавно получил от Вас письмо и фотографию Николая Филипповича, а еще - письмо от Владимира Ильича Вовк. Вот я и отвечаю на ваши письма, Вы же интересуетесь фронтовой жизнью Н.Ф.?
Наша дивизия формировалась в Сибири - в Томске. В большинстве своем она состояла из добровольцев. Я тоже пошел добровольно. Сначала был в пехоте, потом меня перевели в автомобильную роту, так как я по специальности -автомеханик и шофер. До моего прихода к Николаю Филипповичу у него было несколько шоферов, но они, почему-то, долго не задерживались. Н.Ф. не любил трусов, а во время сильных боев под Косторной Николай Филиппович взял меня к себе шофером, он меня полюбил, рядом с ним я был до его смерти. Звал он меня сынком.
Николай Филиппович вывел дивизию из окружения, в которое та попала под Косторной, и мы сразу же пошли в бой - отбили немцев примерно на 25 километров. После этого нашу дивизию послали на отдых в Красноуфимск, на Урал. Ровно месяц мы там пробыли, после чего по тревоге нашу дивизию погрузили на эшелоны и отправили в Сталинград. Там Николаю Филипповичу присвоили звание Генерал-майора. Находились мы в Банном овраге в блиндажах. Это неподалеку от Мамаева Кургана. На машине в Сталинграде ездить было негде - приходилось Н.Ф. ходить пешком. У него сильно болели ноги, вот мы с адьютантом и водили его по траншеям, взяв под руки. Н.Ф. ходил с палочкой. Однажды мы ехали с ним и разговорились. Николай Филиппович говорит: "Жить - охота!". Он часто меня спрашивал: "Сынок, когда доберемся до Ахтырки?" В тот момент мы ведь недалеко от города были - примерно в ста километрах. Но потом нас направили в другое место, где и умер Николай Филиппович.
Нашу сибирскую дивизию немцы боялись, как огня. Стоило нам только появиться, они тут же бросали листовки и писали, мол, прибыла дивизия бандитов и головорезов. Нашу дивизию враги называли "Черная смерть".
Теперь о смерти нашего любимого командира. Жизнь Николая Филипповича оборвалась в Голой долине на Северском Донце, недалеко от Святогорского монастыря. Рано утром я привез Н.Ф. на наблюдательный пункт, завязался страшный бой, голову поднять было невозможно. Николай Филиппович послал меня за обедом во второй эшелон, и мне кое-как удалось проскочить под сильным огнем немецкой артиллерии... Когда привез обед, Николай Филиппович обратился к нам на украинском: "Ну, хлопці, давайте снідати". Однако кушать в тот момент еще никто не хотел. Между тем... Всем, кто был в блиндаже, Н.Ф. подал по стакану водки, а потом обратился ко мне: "Ну, сынок, поехали во второй эшелон!". Мы с адьютантом переглянулись...
Не успели мы отъехать, как немцы ураганным огнем стали нас обстреливать... Н.Ф. вышел из машины, сказал, что его морозит, и дальше пошел пешком. Он - шел, я - медленно ехал вслед за ним. Позже Н.Ф. попросил у адъютанта шинель. Накинув ее на плечи, Н.Ф. сразу же упал и захрапел...
Мы с адъютантом подняли его, отнесли в машину. Я как мог, гнал машину, чтобы поскорее доставить Н.Ф. в санбат, где он прожил всего... 30 минут... и умер. Там его анатомировали, установили и причину смерти - разрыв сердца... Все это время я был рядом с Николаем Филипповичем.
Похоронили его на Северском Донце у памятника "Артема" в Святогорске, во время похорон давали артиллерийский салют, а немцы подумали, что наши войска проходят артиллерийскую подготовку, и направили самолетов побольше - более 150 единиц... Под сильной бомбежкой немецких самолетов мы похоронили своего любимого командира дивизии - Николая Филипповича Батюка.
Потом пришел другой командир, я его тоже возил, 4 раза был ранен, контужен, имею много орденов и медалей...
В настоящее время работаю шофером на автобусе, мне сейчас 55 лет. На празднование 20-летия Победы в Великой Отечественной войне был приглашен в Москву. Ко мне часто наведываются школьники, пионеры, расспрашивают о нашей дивизии, местная школа носит имя генерал-майора Н.Ф. Батюка.
Вот, пожалуй, и все. Крепко жму ваши руки. До свидания!"
Для справки
Елизавета Филипповна - сестра Николая Филипповича. Кроме нее были сестры Ирина, Ксения и Полина.
Владимир Ильич Вовк - племянник Николая Филипповича, сын Ирины Филипповны.
Г.Т. Кульков - водитель командира дивизии, автор письма.
Старший лейтенант Князев - адъютант командира дивизии.
У Николая Филипповича и его жены Марии Федоровны было четверо детей - Вера, Володя, Саша и Рая. После Великой Отече'ственной войны семья проживала в Харькове.
В.И. Троценко, председатель совета городской организации ветеранов