Героиней нашего сегодняшнего рассказа будет довольно популярная в нашем городе и, не побоюсь этого слова, многогранная личность. Многие дети знают ее как веселого и озорного клоуна Светик, мы же, взрослые, нередко видим ее на сцене районного Дома культуры, причем всегда в разных ролях и образах, и знаем, как участницу Народного драматического театра РДК Светлану Бурилову. Но кто же она на самом деле, эта маленькая хрупкая женщина. Чем она увлекается и чем занимается вне сцены, о чем мечтает? Интересно, не правда ли? Ну что ж, как говорится, поехали!
Светлана Бурилова родилась и выросла в Ахтырке, хотя родители её не были коренными ахтырчанами. Мама Светы родилась в Бессарабии, а со своим будущим мужем, отцом нашей героини, познакомилась на БАМе. В Ахтырку семья Буриловых попала благодаря деду Светланы Михайловны, который работал нефтяником на территории России, но позже был переведен в Ахтырку по распределению.
Училась Света в городской школе №1. По окончанию восьми классов она поступила в Сумское культурно-просветное училище (сейчас - училище имени Бортнянского), где обучалась по специальности "хореограф". Учеба девушке очень нравилась, так как сумские педагоги в корне изменили ее отношение к жизни и к работе, перевернули ее мировоззрение.
- На протяжении первых месяцев учебы я приезжала домой каждый день, - вспоминает Светлана Михайловна. - Моя мама, конечно, была в шоке! (смеется). Жили мы тогда скромно, и мама, каждый раз провожая меня на автобус, постоянно причитала, мол, Света, ну как так можно? А я а ответ: "Да, мама, хорошо, сегодня точно останусь", но по окончанию занятий вновь возвращалась в Ахтырку...
Спустя какое-то время Светлана Михайловна стала постепенно привыкать к новой обстановке, приезжая домой реже - раз в три дня. К концу первого курса девушка навещала родной дом уже раз в месяц, а на третьем и вовсе полгода не появлялась в родном городе... Впрочем, как говорится, мы все когда-то были молодыми, со всеми вытекающими из этого последствиями. Сейчас Светлана Бурилова учится на третьем курсе театрального факультета в Харьковской Академии культуры по специальности "Актер драматического театра и кино".
В различных спектаклях и сценках Светлана Михайловна участвовала с детства, но, к сожалению, очень поздно поняла, что театр и сцена - это не просто увлечение, а ее жизнь, ее Вселенная. Света родилась со слабеньким здоровьем, и когда немного подросла, ортопед настоятельно рекомендовал ей заниматься гимнастикой, чтобы девочка могла расти и полноценно развиваться. В то время в нашем городе уже существовала балетная студия, успевшая зарекомендовать себя на достаточно высоком уровне, и мама нашей героини решила отдать свою дочь в руки талантливого педагога - Зои Степановны Наклицкой.
- В балетной студии я не была лучшей ученицей, - вспоминает Светлана Бурилова. - Встать на пуанты было для меня настоящей каторгой, хотя я безумно любила и музыку, и движение.
О своем актерском будущем Светлана Бурилова серьезно задумалась, когда занималась в драмкружке во Дворце культуры. Тогда она впервые испытала настоящий восторг от актерской игры на сцене, получила мощнейший заряд положительной энергетики и осознала, что без театра ее будущее просто немыслимо. Потом в жизни моей героини был драматический театр при РДК...
- В то время остро ощущалась нехватка режиссеров, - вспоминает Света. - В РБК работал тогда один - московский. Он действительно был человеком талантливым, правда, с одним существенным недостатком - периодическими запоями. Мы, актеры, в таких случаях говорили между собой, шутя, конечно же, что наш режиссер ушел в нирвану, и нередко репетировали сами по себе. Вскоре жена увезла его домой - в Москву, а для нас стали подыскивать нового. Этим новым режиссером стала Татьяна Станиславовна Лысенко.
Свою первую роль в "Чудаках" Светлана Бурилова помнит хорошо - это была роль бабы Яги. Света согласилась на нее, поскольку к тому времени все остальные роли были заняты, а эта - оставалась свободной. С Татьяной Станиславовной Светлана Михайловна сразу же нашла общий язык, хотя были и такие случаи, когда наша героиня уходила, хлопая дверью и крича: "Ноги моей здесь больше не будет"!
- Мне трудно сегодня сформулировать, что это было тогда, но то, что это было громко, остается фактом, - признается Света. - Возможно, я не смогла преодолеть каких-то личных амбиций и не сдержалась, возможно, чуть-чуть поднадвили другие, наступив, так сказать, на больной мозоль, - не знаю. Но своей вины я тоже не исключаю...
Однако уходила Светлана Бурилова ненадолго, максимум - на неделю. И на протяжении всей этой недели усердно размышляла, как же ей вернуться обратно...
- Любопытно, что размышлять об этом я начала сразу же после того, как хлопнула дверью, - вспоминает Светлана. - Потом, спустя какое-то время, я случайно встретила Станиславовну в центре, и она спросила меня: "Света, а ты чего на репетиции не ходишь?". Я, конечно, тогда растерялась, не найдя, что ответить, но потом быстро собралась и поинтересовалась, когда нужно прийти...
- Светлана, скажите, Вам трудно работать с таким режиссером, как Татьяна Лысенко? Она требовательная?
- Вы знаете, она требовательная, но именно эта черта в ней мне очень нравится. По большому счету, настоящий режиссер должен быть именно таким. Мне бы очень не хотелось работать с аморфным режиссером, который ставит спектакль лишь потому, что так надо. Мне кажется, что у режиссера должна быть масса каких-то свежих идей, он должен постоянно экспериментировать, фантазировать. Только с таким режиссером актер может быть по-настоящему счастлив. Татьяна Лысенко, к слову, одна из таких.
- Что помогает Вам вживаться в тот или иной образ, роль?
- Вы знаете, универсального рецепта, наверное, нет. Всегда этот процесс происходит по-разному, при этом я хотела бы отметить, что сложно играть однообразные роли. Порою это даже обижает...
Светлана Бурилова редко смотрит видео-версии спектаклей со своим участием, но даже в этих случаях она всегда критикует себя, придирается к мелочам, делает соответствующие выводы и работает над ошибками. Одной из своих наиболее удачных ролей Светлана считает роль Анны в спектакле "Звезды на утреннем небе":
- Это одна их тех немногих ролей, которая доставила мне неимоверное удовольствие, - признается Светлана Михайловна. Перед премьерой "Звезд на утреннем небе" я очень сильно волновалась, боялась не справиться с ролью Анны, переиграть. Меня в этот момент поддержали коллеги, за что им огромное спасибо. Они сумели подобрать нужные слова и вселили в меня уверенность, что, в конечном итоге, и помогло мне справиться с этой сложной ролью во время премьеры.
- Скажите, Светлана, о чем Вы мечтаете сегодня, чего Вам хочется больше всего?
- Хочется разных ролей, ролей трудных. Мне очень сильно не нравится слово "амплуа". Более того, я его просто ненавижу. Ведь что такое амплуа для хорошего актера - это все, конец, смерть.
"Очень часто говорят, что искусство требует жертв, это - неправда. Оно не требует жертв - ты либо живешь в искусстве, либо - не живешь. Все! Ведь что такое театр? Театр - это Вселенная, зажатая в периметре сцены. Здесь есть все - любовь и слезы, ненависть и предательство, смех и радость. .. И если ты однажды попал в эту Вселенную - то это, как правило, навсегда...", - размышляет Светлана Бурилова.
Грех было бы не процитировать здесь великого Шекспира, который однажды написал:
"Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль..."
Так и наша сегодняшняя героиня - Светлана Бурилова. На сцене она играет много ролей, но играет их великолепно, играет по-честному.
Подготовил И. Ивахненко