Головна arrow Наше місто arrow История arrow НАШИ В ЛИВАНЕ
НАШИ В ЛИВАНЕ Печать
Автор И. Бекбулатов   
15.01.2005 г.

Город А, 08/2003

17 июля 2002 года из Львова в Бейрут (Южный Ливан) специальным рейсом самолета Украинских авиалиний  отправились 75 бывших украинских военнослужащих для проведения "гуманитарного" разминирования регионов. Среди этой группы были и наши земляки: полковники запаса  Пинчук А. Н., Парамонов А. Е., подполковники запаса  Шпетный О.Я.., Щирский Е.Э., Молчанов А. Г.,  Павлов В. П., майоры запаса  Приходько А. Ю., Пархоменко В. К., Иванченко С.А., Попко В. В.,  Комлик С. М.

Накануне праздника Явления Чудотворной иконы Ахтырской Божьей Матери группа бывших офицеров обратилась в кафедральный Покровский Собор к настоятелю отцу Евгению с просьбой отслужить молебен. Их ждала поездка в Ливан. Перед  иконой Ахтырской Божьей Матери был отслужен молебен о путешествующих, а в святом алтаре, до  возвращения офицеров на родную землю, осталась  записка с именами для молитвенного поминовения о здравии и благополучном возвращении.

Конечно, чтобы вернуться живым с благословением и молитвой еще необходимо соединить высокий профессионализм сапера. Были отобраны для миротворческой миссии Мастера своего дела. Мастера, за спинами которых были Афганистан, Ангола. Сотни разминирований на родной Ахтырской земле. Но в Ливане были мины “не той системы”, как сказал киногерой в известном фильме. Поэтому, еще с начала июля, группа прошла подготовку на базе центра разминирования Каменец -Подольского военно-инженерного института. Прошли переподготовку все, кто входил в группу, включая водителей и врачей. После двухнедельной интенсивной подготовки и сдачи экзаменов, все получили специальные дипломы и допуск к самостоятельному разминированию.
Группа под командованием полковника запаса Боровского А.С. отправилась на  полгода на многострадальную землю Ливана.

Площадь Ливана меньше Одесской области (10400 квадратных километров). Население – около 4 миллионов человек, из которых половина проживает в столице – Бейруте. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что с юга Ливан граничит с Израилем. Палестинцы, которые составляют часть населения Ливана, считают территорию Израиля по праву принадлежащей Палестине. Боевики Организации Освобождения Палестины (ООП) с 1969 по 1991 год использовали Ливан в качестве военной базы для нападения на Израиль. Пытаясь обезопасить себя, еще в 1982 году Израиль не нашел ничего лучшего, как создать зону безопасности. Ею стала полоса ливанской земли шириной от 5 до 30 км. В общей сложности Ливан лишился 10 процентов своей территории.
В мае прошлого года, уничтожив насиженные позиции в буферной зоне, израильтяне отошли за ночь на границу 1923 года. Силы ЮНИФИЛ в течение четырех часов передислоцировались из глубины страны в освобожденную Израилем зону. ООН обратилась к Украине с просьбой предоставить национальный контингент. За месяц был создан 3-й отдельный инженерный батальон (Укринжбат).

ЮНИФИЛ за 22 года пребывания на ливанской земле обезвредил 56 взрывоопасных предмета. Украинские саперы Укрижбата, за два с половиной месяца, сделали семь проходов в минных полях. За этот период уничтожено 800 мин и других опасных находок. В том числе около тридцати артиллерийских снарядов и минометных мин.

Отряд разместился на базе третьего отдельного инженерного батальона, который входит в миротворческие силы ООН (ЮНИФИЛ). Были отведены места для личного состава и имущества. Была выделена техника ООН, в основном японская.

Главной задачей отряда была верификация минных полей. Другими словами, определение границ минных полей и установка специальных знаков «Опасно мины». Проделывались проходы к минным полям шириной 2 метра. Само разминирование проходило в сложных условиях каменистых грунтов, когда миноискатель «пищит» практически на любой камень. Сапер находится в постоянном психологическом напряжении. Израильские карты минных полей далеки от совершенства – отрядом обезврежено 28 противопехотных мин еще на подступах к минным полям. Поэтому внимание и еще раз внимание. После определения границ минного поля, при помощи точных приборов спутниковой навигации считываются координаты и заполняется формуляр. (Например, аналогичным прибором спутниковой навигации, определены координаты дома №38 по ул. Гончаренко: 50?18’288” с.ш. и 34?54’347” в.д. Эти цифры можно использовать в формулах, при расчете положения телевизионных спутников)
11 февраля в горрайвоенкомате прошла встреча с офицерами запаса вернувшимися из Ливана: полковником запаса Пинчук Александром Николаевичем и подполковником запаса Шпетным Олегом Яковлевичем. Организовал встречу военный комиссар подполковник Охримович Андрей Борисович.

- Существуют батальоны, роты и т.д. Какое у вас было деление по подразделениям?
- Отряд состоял из трех групп по 20 человек и управления – 15 человек. Группа разделена на три отделения. В каждом отделении по 4–5 человек: 2-3 сапера и 2-3 водителя-сапера. Отделения работали как самостоятельно, так и в составе группы. В группе было два врача, один из них майор запаса Попко В. В.  
- Трудно было адаптироваться к новым условиям?
- Многие из нашей группы имеют опыт работы в Афганистане и им было легче адаптироваться. С июля по ноябрь температура воздуха стоит на отметке около +40 . Горные условия. Камень, колючки, минные ловушки.
- Как относилось местное население к вашему присутствию?
- Хочу подчеркнуть, отношение к украинцам прекрасное, доброжелательное. У них земля в основном в частном владении и довольно часто разминирование проходило в  садах, полных фруктов и поставленных мин. Они видели нашу работу.
- Есть какая-то специфика в их жизни?
- Конечно. Ливан страна Востока. Например, с женщиной нельзя вступать в разговор, если рядом с ней нет мужчины. Могут неправильно понять. Алкоголя практически нет.  Кальян курят даже дети.
- Вы  курили кальян?
- Конечно. Предложение выкурить кальян считалось раньше важным знаком доверия, и отказ мог восприниматься как серьезное оскорбление. В 1841 году произошел дипломатический кризис между Францией и Турецкой Империей после того, как султан отказался предложить французскому послу покурить вместе с ним кальян.
- Расскажите подробнее о кальяне, ведь не все ахтырчане могли его видеть.
- Кальян состоит из четырех частей: мундштук, верхушка кальяна, трубка и сосуд, который заполняется водой. Табак перед использованием вымачивается несколько раз, т.к. иранский темный табак очень крепкий. Для разжигания табака используются только дубовые угли. Некоторым нравится добавлять в воду гранатовый сок или розовое масло для усиления аромата. В XIX и начале  XX веков кальян являлся необходимой частью званного обеда или интеллектуальных бесед.
- Как происходит процесс курения кальяна?
- После заполнения водой дна кальяна, вынимают металлическими щипцами пару углей из специального котелка и кладут их на верх табачной розетки. Требуется около часа, чтобы выкурить полную чашечку фруктового табака, и два часа - для крепкого табака. Дым кальяна заметно мягче, чем сигаретный дым, и слегка опьяняющий. Через некоторое время вода становится коричневой; курильщики говорят, что это отфильтровываются различные вредные вещества, и что в противном случае они бы вдыхались.
- Как известно, на гербе Ливана изображен кедр. Наверное, у них кедр, как  у нас сосна?
- Нет. Кедра там осталось очень мало. Есть конечно кедры, которые были высажены еще при жизни Иисуса Христа. И в кедровую рощу водят экскурсии, которая обойдется туристу в 110 долларов. А большинство кедровых лесов вырубили еще во времена Александра Македонского.
- Продукты у них дорогие?
- Два ведра апельсинов стоит два доллара. Фрукты очень дешевые. Бананы, апельсины, финики, оливки. Лук у них, по сравнению с нашим, сладкий. Картофель огромный, около 30 сантиметров в диаметре. Страна находится на берегу Среднего моря, но рыба у них дорогая. Свежая рыба стоит 6 долларов за килограмм. И продается она только свежей, обложенной льдом. Если сегодня партия рыбы не продана, то завтра ее цена падает до 2 долларов за килограмм. Мяса свинины, конечно, нет. Продают на каждом углу кур на гриле по 3 – 4 доллара со специями. Иной раз идешь в 7 часов утра, а на улице висит корова на цепях – разделка туши, там это целая церемония. Мяса очень много. Баранина стоит раза в два дороже говядины.
- Вам не хотелось нашей еды?
- Иной раз, даже снилось наше сало с нашим черным хлебом. Хлеб у них тоже по вкусу не такой, как у нас.
- Какое у них жилище?
- На первый взгляд весь Ливан это сплошная стройка. Строят дома, усадьбы. Дом стоит от 250 тысяч до 5 миллионов долларов. Дома в основном шлакоблочные, монолитные. Отец строит первый этаж и оставляет арматуру, которая смотрит в небо. С прицелом на то, что в дальнейшем его сын продолжит строительство и достроит дом. Стены облицовываются мрамором. Красивые светло-розовые, желтые цвета. Строится надежно, на века.
(На фото мы видим сапера в специальном костюме, как у  космонавта. По требованиям ООН, костюм способен выдержать взрыв противопехотной мины. Стоит он около 5 тыс. долл. Миноискатель – 2 – 3 тыс.).
- А почему ливанцы сами не занимаются разминированием своей территории?
 - Не так давно Ливан предпринял попытку разминирования собственными силами. Почти сразу погибло пять и было ранено десять едва обученных волонтеров. В качестве миноискателя они использовали обычный штык-нож, вонзая его в землю.
- Руководство ЮНИФИЛ осталось довольно вашей работой?
- Все ахтырчане были награждены именными часами, премиями, медалями «За поддержание мира». Всем выдали сертификаты.
- Находясь в двух шагах от святых мест, вы наверное посетили их?
- Мы были в Иерусалиме. В городе Библасе, где писали Библию. В Бейруте на холме Святой Марии. На этом месте стоит огромное изображение Девы Марии, а у подножья  находится храм. Посвятили крестики и икону Спасителя на Гробе Господнем. Через полгода, 17 января 2003 года все вернулись на Родину.

  Я  беседую с настоятелем Покровского Собора отцом Евгением.
- Хочется сказать слова благодарности Богу и матери Божьей, что молитвы были услышаны и все как один возвратились в свое Отечество. И тут же в первые дни посетили кафедральный собор отслужив благодарственный молебен перед той же самой Ахтырской иконой Божьей Матери, перед которой их благословили полгода назад, в день отправления.
- Миротворцы побывали не только на земле Ливана.
- Да, они побывали и на земле обетованной,  и в дар кафедральному собору принесли икону Христа Спасителя, которая освящена на гробе Господнем в Храме Иерусалимском. С чувством духовного восторга святая икона была принята, внесена в алтарь и поставлена на жертвенник, где и впредь во время Божественной литургии  будут поминаться их имена. Святая икона время от времени выносится на середину Храма для всеобщего поклонения верующих.
- Как прошла ваша встреча через полгода после расставания?
- Очень приятно было встретиться с земляками, которые вернулись целыми и невредимыми. Я посмотрел видеофильм, который напомнил  о моем пребывании на Святой земле в 1996 году. Там, где несколько дней назад были мои друзья офицеры. С некоторыми из них мы знакомы более десяти лет.  Хочется сказать, что ахтырчанам повезло, что у них есть хранительница Чудотворная икона Ахтырской Божьей Матери. И пусть она хранит всех нас от невзгод и потрясений, а мы, верующие, в свою очередь, будем молиться и просить помощи и благословения Божией Матери.

В разговоре с миротворцами я намеренно не касался темы заработка. Не принято у нас задавать подобные вопросы. Поискал ответ в Интернете.

Уничтожение мин - дело гораздо более дорогостоящее, чем их изготовление. Себестоимость одной противопехотной мины - около 3 долл., противотанковой - около 75 долл. А вот нейтрализовать один снаряд стоит как минимум 300 долл., максимум же достигает 1000-2000 долларов. Например в Албании за рабочий день получают примерно 60 долл, в месяц может набежать до 2 тыс. долл. Хотя понятно, что дело чрезвычайно сложное и рискованное. Только в Афганистане с 1990 г., по данным международной правозащитной организации Human Rights Watch, погибли 34 сапера, телесные повреждения получили 544 человека.

В западных компаниях условия труда принципиально иные: выше оплата, есть дорогостоящие страховки. Есть у них и такая практика: саперы обучают разминированию местных жителей и выпускают их в поле (при этом платят, разумеется меньше, чем сами получают). В ООН эту методику одобряют: ведь в том же Афганистане нужно чем-то занять местное население, которое ничего, кроме как воевать, не умеет. Украинцы предпочитают работать сами, считая, что разминированием должны заниматься только профессионалы.

Вообще, об отсутствии работы в ближайшие сотни лет беспокоиться не приходится. На сегодняшний день, по оценкам специалистов, около 70 стран представляют собой минную опасность. В Европе - это Балканы, в Африке - Алжир, Ливия, Уганда. Также в этом списке большая часть Юго-Восточной Азии, отдельные регионы в Латинской Америке.

В настоящее время в УкрОборонСервисе уже есть заявления на разминирования от Египта, Македонии, Ливана. В мае этого года состоится тендер. И, возможно, ахырчане вновь поедут за тысячи километров. Потому  что профессионал, он и в Африке профессионал.

И. Бекбулатов

 
kylymy_150523.jpg

bezp_181120.gif

express.gif

pam_100221_02.jpg

bud_250323.jpg

brus_110423_02.jpg

pesok_220823_01.jpg