Сначала борьба с «опиумом для народа» привела к уничтожению Николаевской церкви и частичному разрушению Спасо-Преображенской церкви. Затем Великая Отечественная война снесла часть малоэтажной каменной застройки, а послевоенная необходимость восстановления промышленного потенциала и социальной инфраструктуры убрала ветхие деревянные постройки. Были возведены: огромный корпус завода «Промсвязь», админздания, жилые дома и детский сад, универмаг и пр. Позднее, в 1970-х годах, здесь появились первый в области девятиэтажный жилой дом, а также «Дом быта».
К архитектурным достопримечательностям главной городской улицы относятся: здание старого кинотеатра (ранее - мельницы), первая электростанция начала XX века (сервисный центр ОАО «Сумыоблэнерго») и здание Народного дома (Районный дом культуры), а также, несмотря на общую скромность композиции, здание между ними (районный суд), банк «Владимирский», Спасо-Преображенская церковь, здание бывшей уездной тюрьмы (ныне корпус швейной фабрики), краеведческий музей, несколько торговых зданий (сейчас - зал игровых автоматов, мясной магазин, бывшее кафе «Журавлик»), и малоэтажная застройка от дома, в котором расположен отдел статистики, до аптеки на Октябрьской площади. Следует также отметить здание мэрии, жилой дом № 19, и бывший Дворец культуры (в настоящее время торговый центр).
Простота и удачные пропорции придают этим зданиям советской архитектуры монолитность и выразительность. Лаконичные формы и эстетически обоснованные объемио-планировочные решения этих сооружений позволили им гармонично влиться в историческую среду улицы. Остальные здания значительной архитектурной ценности не имеют, т.к. были построены по типовым проектам. Целостность улицы завершалась газонами и зелеными насаждениями по обе стороны, которые скрывали эстетические недостатки, улица скорее напоминала широкую зеленую аллею, по которой приятно было пройтись в любое время. Недаром в свое время ее называли бульваром.
Надо сказать, что за последние двадцать лет композиционное наполнение улицы почти не претерпело изменений, за исключением некоторых незначительных моментов. Появлялись и исчезали малые архитектурные формы. Некоторые из них остались и по сей день. Так, например, перед перекрестком с Харьковским переулком была сооружена автобусная остановка с пристроенным «залом» игровых автоматов. Никто не сомневается в том, что остановка необходима. Но человек, подписавший разрешительные документы, попустительски отнесся к проекту, упустив из виду важную деталь - капитальная постройка занимает 3/4 пешеходной части тротуара. Из-за этого спешащим людям, чтобы разминуться, приходится рукавами вытирать кирпичную стену.
Недавно в самом начале улицы, прямо перед зданием старого кинотеатра, появилась новостройка - небольшой цветочный магазин «Флора». Это здание - яркий пример «мелкоштучного» строительства, хотя на сегодняшний день есть все возможности для постройки крупных торговых объектов. Скорее всего, при постройке был использован несколько измененный проект жилого загородного коттеджа. Вид здания напоминает архитектурный стиль 90-х под названием «постсоветская эклектика», ориентированный на предпочтения массового потребителя архитектуры, не знающего, какой может быть современная архитектура. Проект выглядит устаревшим вероятно, собственники были ограничены в средствах. Главное, о чем хочется здесь сказать - это то, что наиболее удачно этот дом смотрелся бы вовсе не на центральной улице, а например, в Климснтово, в районе кафе «Древний рыцарь». Он построен без учета окружения, архитектурной .культуры главной улицы города. Общая плотность застройки нарушена, так как дом построен на ощутимом расстоянии от прочих зданий по этой стороне улицы. Получается, что в историческом районе города нарушен характер окружающей застройки: масштабные характеристики здания, номенклатура применяемых для отделки фасада элементов и материалов, т.е. здание абсолютно не поддерживает исторически сложившийся характер уличной среды нечетной стороны улицы.
В итоге, мы видим, что в самом начале главной улицы города построен композиционно неоправданный, дисгармонирующий элемент «местечковой архитектуры». Я полагаю, что разрешение застроить этот участок ..... безусловно, положительное. По утверждение именно такого архитектурного проекта - как минимум непрофессиональное, а то и вовсе вопиюще безотвстственное и возмутительное по своей небрежности решение. В начале 90-х годов прошлого столетия улица пережила некоторые преобразования. Была предпринята попытка несколько «освежить» се облик: проведен косметический ремонт фасадов некоторых зданий. Хочется верить, что даже этот фронт работ не был завершен до конца по объективным причинам. А в некоторых случаях ремонт выполнен частично и довольно своеобразно - только на уровне первого этажа.
Вследствие социально-экономических преобразований некоторые здания изменили свое функциональное назначение: в здании детского сада «Ромашка» разместился пенсионный фонд и несколько других организаций. На первом этаже этого здания, а также в девятиэтажном доме №20 и в здании краеведческого музея открылись кафе и магазины. Дом быта сменил лаконичную вывеску на несусветное количество надписей по всему фасаду; одного владельца на нескольких, что ярко отразилось на внешнем виде здания. Дворец культуры стал торговым центром и т.д. В погоне за выгодой новые собственники старались и стараются привлечь клиента яркими и большими вывесками.
Безвкусные, аляповатые, самодельные - они грубо контрастируют со зданиями, которые создавали и поддерживали особую атмосферу города. Неброская эстетика, символизирующая хороший вкус, увы, не в почете. Яркие примеры дом № 19, № 23 и, особенно, здание бывшего Дома быта, в котором множество фирм, магазины и кафе.
Пожалуй, самым удачным, хотя и единичным примером смены функционального назначения здания с учетом его архитектурной ценности можно считать обустройство Сервис-центра ОАО «Сумыоблэнерго». В некоторых же случаях примеры благоустройства и сохранения носят, мягко сказать, кощунственный характер.
В прошлом году большой общественный резонанс в средствах массовой информации нашего города вызвал факт циничного уничтожения кафе «Журавлык». Оно было просто варварски разрушено ввиду неспособности собственника комплексно и качественно его реконструировать.
Да, здание было в плачевном состоянии и как памятник архитектуры требовало неотлагательных реставрационных работ. Реставрация - это укрепление и восстановление памятников истории, культуры и искусства, поврежденных, искаженных или разрушенных временем, вредными условиями бытования, губительными или неумелыми воздействиями. В ходе реставрации укрепляется структура памятника с применением материалов, подобных первоначальным, или с применением современных средств, если они нс вредят памятнику, исправляются деформированные части, восстанавливаются или удаляются химически изменившиеся элементы, (часто) устраняются позднейшие дополнения. Полная реставрация - восстановление целостного первоначального облика памятника. Часто понятие реставрации подменяют понятием реконструкции. Реконструкция объекта - проведение строительных работ в целях изменения существующих технико-экономических показателей объекта и повышения эффективности его использования, предусматривающих реорганизацию объекта; изменение габаритов и технических показателей; капитальное строительство, пристройки, надстройки; разборка и усиление несущих конструкций; переоборудование чердачного помещения под мансарду; строительство и реконструкцию инженерных систем и коммуникаций. Научная, глубоко аргументированная реконструкция памятника может быть важным материалом его последующей реставрации. В случае с «Журавлыком» речь о научной, глубоко аргументированной реконструкции не идет.
В одном из своих интервью газете «Роксолана» М.Л. Новосельский заявил: «Я не только верю, но и знаю, что архитектурная форма останется без изменений. Никто не собирается уничтожать старинное здание и строить на его месте современное. Если бы это было так, его не разбирали бы больше месяца по кирпичику, а снесли бульдозером - так проще и дешевле. А конструкция здания (стены, крыша, фундамент, окна), безусловно, будет новой. Это не прихоть, а необходимость! За 97 лет здание бывшего «Журавлыка» потеряло свою несущую способность - потолок держался на четырех ржавых трубах, швеллер на балконе тоже заржавел, стены потрескались. Страшно подумать, что могло бы случиться, если бы его просто покрасили! Я себе представляю: одни люди сидят в кафе на первом этаже, другие на втором танцуют читу-дриту. Потолок не выдерживает, и... Поэтому, берется в расчет не только архитектурная ценность, но и надежность здания. Вы же не сядете в красивую машину, зная, что у нее нет тормоза? И не будете находиться в стильном помещении, где вам грозит опасность оказаться под завалом или этажом ниже?».
Следуя логике М.Л. Новосельского архитектурное наследие, подлинность памятника вообще не ценится. Ценность видится в его внешнем благополучии, привлекательной новизне облика и т.д. Восприятие М.А. Новосельским старины таково: можно выстроить заново, переделать, улучшить. По подлинник уникален и его потеря невосполнима.
В узком смысле понятие «архитектурная форма здания» определяется как совокупность зрительно воспринимаемых свойств, фиксирующих конфигурацию и параметры архитектурных объектов (геометрический вид, размеры архитектурной формы, положение формы в пространстве, масса здания в зрительном восприятии, фактура материала и т.д.). Чтобы убедиться, что сохранилась конфигурация «Журавлыка», а не его архитектурная форма, достаточно найти отличия между фотографиями 1967 и 2008 годов.
Большие витринные окна на первом этаже после реконструкции стали гораздо меньших размеров; сквозной люнет с полукруглым окном над входной дверью теперь превратился в глухой; легкий, элегантный равносторонний пятигранный эркер сейчас имеет грани и окна разных размеров, а также стал намного больше в объеме и выше карниза второго этажа. На месте небольшого фронтона над балконом построена люкарна. Куполообразная башенка над левой частью здания, вопреки обещаниям М.А. Новоссльского, своего второго рождения не пережила. Зато появилась пятигранная башенка над эркером. Небольшие прямоугольные и овальные выемки на фасаде над окнами и под ними превратились в выступы. На крыше появились мансардные окна. Использование металлочерепицы и негативное влияние цвета фасада и иллюминации пока оставим в стороне.
Наша задача - передать детям бережно восстановленный оригинал, а не бездарную переделку. Это очень ответственная задача. Но у заслуженного архитектора М. А. Новосельского слова пошли вразрез с реальностью.
Сергей Марк
■ Продолжение следует
�����������
Ув. Ye!
К вашему сведению - вся сторона от здания суда до цветочного магазина не подключена к городской канализационной сети , и куда по твоему деваются нечистоты с нового туалета!!!!
а ты учти ещё то, что новый туалет, построен на месте старого! А ты знаешь что кладбище на может находиться ближе 200 метров к колодцам, спроси у Збаражского, а ты знаешь, что Дома низя строить возле реки Ворскла в с.Климентово? Спроси у Збаражского. А ты знаешь что туалетов по городу нет? Спроси у Збаражского? Продолжить вопросы или хватит? Вот только не нужно говорить что нужно было бы оставить место под флорой в том состоянии в котором оно было ранше!
И это даже не ИМХО. Это факт.
К вашему сведению - вся сторона от здания суда до цветочного магазина не подключена к городской канализационной сети , и куда по твоему деваются нечистоты с нового туалета!!!!
У каждово свое мнение.
Ахтырка - наш город, и будем мы, ахтырчане, решать, красиво или нет.
кому такая позицыя не нравитса - к ЕМ в другой насиленный пункт