Головна arrow Наше місто arrow Земляки arrow ЧЕЧВЯНСКИЙ. Трагедия и бессмертие
ЧЕЧВЯНСКИЙ. Трагедия и бессмертие Печать
Автор Газета "Лидер"   
20.10.2008 г.

6 октября Сумской областной пресс-клуб побывал на родине Остапа Вишни и Василя Чечвянского. И если Остапа Вишню все знают очень хорошо, то творчество Василя Чечвянского незаслуженно остается в тени. Было время, когда произведения Чечвянского относились к разряду крамольной литературы

Областной пресс-клуб, под руководством заслуженного журналиста Украины Аллы Федорины, решил провести пресс-конференцию на родине писателя - Василя Чечвянс-кого.

Пресс-конференция прошла с участием племянника писателя Игорем Тимофеевичем Коржом (проживает в Минске), директором народного музея Остапа Вишни Раисой Павловной Костюк, исполняющей обязанности сельского головы Валентиной Алексеевной Маляренко, начальником отдела культуры райгосадминистрации Ниной Михайловной Шаталовой, директором районного терцентра Верой Григорьевной Ивах.

Дадим слово племяннику писателей Игорю Тимофеевичу Коржу.

- 12 марта 1888 года на хуторе Чечва (отсюда и псевдоним), неподалеку от с.Грунь у отставного солдата приказчика помещиков фон Рот Михайла и его жены Параски Губенко родился первенец, которого назвали Василем. Через год у них появился еще один сын Павло, им предстояло стать корифеями украинской литературы под литературными псевдонимами Василь Чечнянский и Остап Вишня. После рождения детей супруги купили дом в Групи, в котором Бог послал им пятнадцать детей, среди них и Ганна - моя мама. Из семнадцати детей тринадцать выросло, получило образование и вышло в люди.

Детство проходило у всех среди чудеснейшей природы. Семья отличалась трудолюбием, здесь ценились народная мудрость и юмор.

Михайло мечтал дать детям образование. Сначала Василь закончил грунскую «триричку», а затем Зеньковскую двухклассную школу. Денег на высшее образование у семьи не было, но отец вспомнил о приказе киевского генерал-губернатора о наборе сельских мальчиков в фельдшерскую школу при Киевском военном госпитале с четырехлетним образованием за государственный счет.

И в 1902 году Василя привозят в Киев, где он успешно сдает экзамены в фельдшерскую школу. После ее окончания, он экстерном сдает экзамены в Харькове за 8 класс мужской гимназии.

Восемнадцатилетний Василь Губенко начал работать фельдшером в войсковых частях в I Мировую войну. Тогда и начинается его литературное творчество, он публикует свои рассказы и фельетоны во фронтовых газетах под псевдонимами Василь Груньский, Василь Чечвянский, Чеч, Вас.Чеч.

В начале 1924 года Василь живет и работает в Ростове-на-Дону, где активно сотрудничает с местной прессой, как фельетонист. В конце того же года он возвращается в Харьков, на тот момент столицу Украины, и плодотворно трудится в газетах и журналах.

В Начале 1925 года Чечвянский заведовал филиалом газеты «Вести» в Полтаве. С помощью Василя Блакитного становится основателем сатирического журнала «Красный перец» и вновь переезжает в Харьков.

Первый сборник юморесок Василя Чечвянского «Царь зверей» вышел в 1928 году. В следующем году выходит в свет восемь сборников его произведений. Последняя в 1934 году. На протяжении семи лет Чечвянский написал шестнадцать книг. В юморесках и фельетонах, сатирических зарисовках автор бичевал бюрократов, взяточников, приспособленцев...

В 30-е годы над интеллигенцией, а особенно писателями Украины, нависла черная туча сталинских репрессий. Не обошла она семью Губенко. 26 декабря 1933 года арестовывают Остапа Вишню, выдвигая ему обвинение в покушении на секретаря ЦК КП(б) П.Постышева, 3 марта 1934 года смертную казнь заменили десятью годами лишения свободы.

Как только арестовали Остапа Вишню, Василя Чечвянского перестали печатать все издания. А это было для него единственным способом зарабатывать на жизнь. За ним всюду ходил шпик.

2 ноября 1936 года его арестовали вместе с другими 17 писателями. Через год арестовали и жену Чечвянского Надежду Губенко.

15 июля 1937 года Василя Чечвянского расстреляли за якобы контрреволюционную деятельность в Киеве. И только в 1957 году Василь Чечвянский-Губенко был реабилитирован.

После ареста его произведения были изъяты из библиотек, запрещены и уничтожены. После долгого замалчивания лишь в 1959 году были напечатаны его «Избранные юморески», «Мягкий характер», а в 1990 году в библиотеке «Огонек» на русском языке - «Ответственность момента».

К рассказу Игоря Коржа следует добавить воспоминания Анатолия Санжаровского, члена Союза писателей Москвы:

«Мне дорога двадцать седьмая книжка в серии "Библиотека "Огонёк" за 1990 год. Та книжка - мои переводы с украинского сатирика Василя Чечвянского, старшего родного брата Остапа Вишни.

Сперва я перевёл "непроходного" Василя Михайловича для себя.

А спустя четверть века всё-таки издал. Спасибо, поддержал Виталий Коротич. Тогда он был главным редактором журнала "Огонёк".

Приятно сознавать, .что я выхватил из небытия репрессированного и лишь посмертно реабилитированного Василя Михайловича Чечвянского, этого украинского Зощенко, и первым подал его русскому читателю».

Найдите в библиотеке книги Чечвянского, их НАДО прочитать.

И еще одна иллюстрация к портрету Чечвянского.

К середине 30-х романы Ильфа и Петрова были переведены на множество языков - редкий случай популярности при жизни. Среди них есть и столь экзотические, как румынский, хорватский, македонский и даже хинди. Отсутствовал, как ни парадоксально, перевод... на украинский. Пытаясь решить эту проблему, Ильф и Петров в 1936 г. приезжают в Харьков на встречу с писателем Василем Чечвянским. Увы, работе не суждено было осуществиться: через несколько месяцев украинского писателя арестовали и расстреляли как «врага народа». Впрочем, и сам Ильф держал наготове сумку с двумя сменами белья.

Был довольно длительный период истории, когда юмор являлся чуть ли не преступлением, а произведения Чечвянского относились к разряду крамольной литературы. Видно, кое-кто узнал себя на их страницах и очень боялся, что и другие узнают.

■ Публикацию подготовила Айжан БИЛЬЧЕНКО

 
kylymy_150523.jpg

bezp_181120.gif

express.gif

pam_100221_02.jpg

bud_250323.jpg

brus_110423_02.jpg

pesok_220823_01.jpg