Головна arrow Наше місто arrow Земляки arrow Михаил Арцыбашев из Доброславовки
Михаил Арцыбашев из Доброславовки Печать
Автор Редактор   
09.07.2006 г.
Кажется, что смерти страшно, а вспомнишь, подумаешь о жизни, то умирающей жизни страшно.
Л.Н. Толстой

Это была едва ли не главная тема всех произведений Михаила Петровича Арцыбашева. Редко какой рассказ обходился без печальных размышлений о смерти. Да и произведения носили названия «Смерть Ланде», «Смерть Башнина». Однажды и сам Арцыбашев признался: «Мне только тридцать лет, а иногда оглядываюсь назад, мне кажется, будто шел я по какому-то громадному кладбищу и ни чего не видел, кроме могил и крестов...»

Неизвестно, что побудило молодого писателя на такие грустные мысли, потому что Михаилу Петровичу Арцыбашеву посчастливилось родиться и прожить детские и отроческие годы в сказочном краю утопающих в зелени садов и лесов, с чистейшей рекой Ворсклой с тихим благоговейным монастырем, укрывшимся вдали от шумных городов в скромном домике хутора Доброславовка вблизи уездного города Ахтырка Харьковской губернии. Много благодарных строк посвятил писатель своей малой, но такой родной и милой его чувственной душе родине. Здесь он поселял почти всех героев своих книг. И действительно, не надо вчитываться в книги Арцыбашева, чтобы узнать те тихие, укромные места города, где ходил арцыбашевский Владимир Санин, где куражился Михайлов, где вступил в схватку робкий студент Чиж из романа «У последней черты»...

«Зимой городок затихал, - писал Арцебашев, - Все, что было в нем молодого, беспокойного, разъезжалось по большим городам. Оставались одни старики... А весной, когда черная влажная земля начинала пахнуть и везде зеленело и солнце радостно грело... каждый день с поездом кто-нибудь приезжал домой и на улицах показывались оживленные свежие лица, такие же молодые и радостные, как весна». В одну из таких весен произошел тот трагический случай, оставивший в судьбе юноши страшный след на всю жизнь. Вот как описывает это Евгений Агафонов: «...был шумный, веселый бал, на котором был и здешний исправник, во время обеда его вызвал пришедший городовой; исправник извинился каким-то важным происшествием в го роде, где он должен был быть и обещал приехать, как только освободится... Наконец, часа через два-три он вернулся. Оказалось, покушение на самоубийство; стрелялся молодой человек Арцыбашев».

Положение его было крайне тяжелое, почти безнадежное, с пулей в рану вошло и белье, была опасность заражения крови. Однако, будущий писатель выжил, но это был уже не тот жизнерадостный мечтательный юноша, а повзрослевший, замкнутый в себе человек. Вот как описывает Агафонов Арцыбашева того времени: «...длинные черные волосы, черная борода, мерт­венно-зеленый цвет лица, ху­дой и сутулый, в черной рус­ской косоворотке: ходящий мертвец. С тех пор он всю жизнь болел, часто посылали его на юг, а его всегда тянуло в Доброславовку - милую, но сырую и малярийную».

В детстве Арцыбашев меч­тал быть охотником, офице­ром, художником и неожидан­но стал писателем. Произошло это потому, что за напечатан­ный рассказ в харьковской га­зете он получил 5 рублей, на которые купил красок, потом захотелось еще денег и напи­сал другой рассказ, а так как учиться живописи оказалось скучно, то перешел только на литературу. Потом он полюбил ее и возжелал славы именно литератора и непременно ми­ровой. И вот в декабрьском номере журнала «Мир Божий» за 1902 год появился рассказ никому неизвестного Арцыбашева «Подпрапорщик Гололобов». никто и не предполагал, что на литературном небос­клоне взошла звезда ново­го, оригинально-скандального писателя. «Взошло солнце» -этими веселыми, праздничны­ми словами, радующими все живое на земле, заканчивает свой печальный рассказ Ар­цыбашев. Писатель с первых своих шагов раскрывает две главных особенности своего творчества - это автобиографизм и стремление быть на гребне общественных собы­тий. В очерке «О смерти Чехо­ва» он пишет: «Важно не то, о чем пишет писатель, не те или другие истины, которые яко­бы, открывает, а его собствен­ная личность, поскольку она велика и своеобразна».

Главной своей книгой Арцы­башев считал книгу о «сверх­человеке» - это был роман «Санин» - роман-личность, роман-идея, в котором свое­образие личности самого пи­сателя нашло высокое худо­жественное воплощение. В. Львов-Рогачевский так писал об этом: «...Санин заслонил Арцыбашева. казалось не М. Арцыбашев написал Санина, а Санин написал М. Арцыба­шева, Санин сотворил автора по образу своему и подобию». Печатался роман в журнале «Современный мир» в 1908 году, пять лет понадобилось редакторам, чтобы понять, ка­кая новаторская и взрывоо­пасная книга у них в руках.

Книга о Базарове XX столетия (и гак именовали Санина) нанесла удар по тем общепринятым меркам, которые орудовали все присвоившие себе право выносить свои безапелляционные суждения о добром и злом, о низком и высоком. Вслед за своими великим учителями Достоевским и Толстым Арцыбашев пытался понять душу человека, всю его противоречивость, чем вызвал гневные укоризны одних и приязненные восторги других. Но, как всегда у нас получается, верх взяли первые, наложив на «Санина» свое табу. Долгие годы, мы, земляки. не знали □ существовании такою писателя Арцыбашева. Ни в одной библиотеке города нет его произведений, а потому что у «Санина» было устрашающее клеймо - «порнографический роман». Споры вокруг романа и его автора оказались долговечными и долго не утихали, вплоть до наших дней. Было еще много написано после «Санина», но Арцыбашева ассоциируют именно с этим скандальным романом. По количеству о нем напи­санного Арцибашев опередил едва не всех своих современ­ников и вдруг, после 1917 года лавина споров вокруг его книг прекратилась. Наступила ти­шина. Несколько поколений читателей не знали о том, что был такой писатель Арцыба­шев. Лишь в энциклопедиях чудом сохранилось воспоми­нание о нем и то с ярлыками: «белоэмигрант», «антисовет­чик», «проповедник сексуаль­ной раскрепощенности». Мно­гие десятилетия Арцыбашев был вычеркнут из русской ли­тературы.

Последние «героические» годы начались после 1923 года, когда писатель был вы­нужден отправиться в добро­вольное изгнание Уезжал он на чужбину в предчувствии, что это навсегда, что там и умирать. Не знал только одно­го, что жить ему осталось все­го то до весеннего солнечного дня 3 марта 1927 года, когда, так и не увидев своей родины, в Варшаве закончилась мно­готрудная жизнь писателя.

Журнал «Огонек» на смерть писателя откликнется такими словами: «За границей умер М.П. Арцыбашев Вряд ли кто-нибудь из русской читаю­щей публики горевал о смер­ти этого столь знаменитого в свое время русского беллетриста...»

А.Р.Сергиенко

 
kylymy_150523.jpg

bezp_181120.gif

express.gif

pam_100221_02.jpg

bud_250323.jpg

brus_110423_02.jpg

pesok_220823_01.jpg