Кажется, что смерти страшно, а вспомнишь, подумаешь о жизни, то умирающей жизни страшно. Л.Н. Толстой Это была едва ли не главная тема всех произведений Михаила Петровича Арцыбашева. Редко какой рассказ обходился без печальных размышлений о смерти. Да и произведения носили названия «Смерть Ланде», «Смерть Башнина». Однажды и сам Арцыбашев признался: «Мне только тридцать лет, а иногда оглядываюсь назад, мне кажется, будто шел я по какому-то громадному кладбищу и ни чего не видел, кроме могил и крестов...»
Неизвестно, что побудило молодого писателя на такие грустные мысли, потому что Михаилу Петровичу Арцыбашеву посчастливилось родиться и прожить детские и отроческие годы в сказочном краю утопающих в зелени садов и лесов, с чистейшей рекой Ворсклой с тихим благоговейным монастырем, укрывшимся вдали от шумных городов в скромном домике хутора Доброславовка вблизи уездного города Ахтырка Харьковской губернии. Много благодарных строк посвятил писатель своей малой, но такой родной и милой его чувственной душе родине. Здесь он поселял почти всех героев своих книг. И действительно, не надо вчитываться в книги Арцыбашева, чтобы узнать те тихие, укромные места города, где ходил арцыбашевский Владимир Санин, где куражился Михайлов, где вступил в схватку робкий студент Чиж из романа «У последней черты»... «Зимой городок затихал, - писал Арцебашев, - Все, что было в нем молодого, беспокойного, разъезжалось по большим городам. Оставались одни старики... А весной, когда черная влажная земля начинала пахнуть и везде зеленело и солнце радостно грело... каждый день с поездом кто-нибудь приезжал домой и на улицах показывались оживленные свежие лица, такие же молодые и радостные, как весна». В одну из таких весен произошел тот трагический случай, оставивший в судьбе юноши страшный след на всю жизнь. Вот как описывает это Евгений Агафонов: «...был шумный, веселый бал, на котором был и здешний исправник, во время обеда его вызвал пришедший городовой; исправник извинился каким-то важным происшествием в го роде, где он должен был быть и обещал приехать, как только освободится... Наконец, часа через два-три он вернулся. Оказалось, покушение на самоубийство; стрелялся молодой человек Арцыбашев». Положение его было крайне тяжелое, почти безнадежное, с пулей в рану вошло и белье, была опасность заражения крови. Однако, будущий писатель выжил, но это был уже не тот жизнерадостный мечтательный юноша, а повзрослевший, замкнутый в себе человек. Вот как описывает Агафонов Арцыбашева того времени: «...длинные черные волосы, черная борода, мертвенно-зеленый цвет лица, худой и сутулый, в черной русской косоворотке: ходящий мертвец. С тех пор он всю жизнь болел, часто посылали его на юг, а его всегда тянуло в Доброславовку - милую, но сырую и малярийную». В детстве Арцыбашев мечтал быть охотником, офицером, художником и неожиданно стал писателем. Произошло это потому, что за напечатанный рассказ в харьковской газете он получил 5 рублей, на которые купил красок, потом захотелось еще денег и написал другой рассказ, а так как учиться живописи оказалось скучно, то перешел только на литературу. Потом он полюбил ее и возжелал славы именно литератора и непременно мировой. И вот в декабрьском номере журнала «Мир Божий» за 1902 год появился рассказ никому неизвестного Арцыбашева «Подпрапорщик Гололобов». никто и не предполагал, что на литературном небосклоне взошла звезда нового, оригинально-скандального писателя. «Взошло солнце» -этими веселыми, праздничными словами, радующими все живое на земле, заканчивает свой печальный рассказ Арцыбашев. Писатель с первых своих шагов раскрывает две главных особенности своего творчества - это автобиографизм и стремление быть на гребне общественных событий. В очерке «О смерти Чехова» он пишет: «Важно не то, о чем пишет писатель, не те или другие истины, которые якобы, открывает, а его собственная личность, поскольку она велика и своеобразна». Главной своей книгой Арцыбашев считал книгу о «сверхчеловеке» - это был роман «Санин» - роман-личность, роман-идея, в котором своеобразие личности самого писателя нашло высокое художественное воплощение. В. Львов-Рогачевский так писал об этом: «...Санин заслонил Арцыбашева. казалось не М. Арцыбашев написал Санина, а Санин написал М. Арцыбашева, Санин сотворил автора по образу своему и подобию». Печатался роман в журнале «Современный мир» в 1908 году, пять лет понадобилось редакторам, чтобы понять, какая новаторская и взрывоопасная книга у них в руках. Книга о Базарове XX столетия (и гак именовали Санина) нанесла удар по тем общепринятым меркам, которые орудовали все присвоившие себе право выносить свои безапелляционные суждения о добром и злом, о низком и высоком. Вслед за своими великим учителями Достоевским и Толстым Арцыбашев пытался понять душу человека, всю его противоречивость, чем вызвал гневные укоризны одних и приязненные восторги других. Но, как всегда у нас получается, верх взяли первые, наложив на «Санина» свое табу. Долгие годы, мы, земляки. не знали □ существовании такою писателя Арцыбашева. Ни в одной библиотеке города нет его произведений, а потому что у «Санина» было устрашающее клеймо - «порнографический роман». Споры вокруг романа и его автора оказались долговечными и долго не утихали, вплоть до наших дней. Было еще много написано после «Санина», но Арцыбашева ассоциируют именно с этим скандальным романом. По количеству о нем написанного Арцибашев опередил едва не всех своих современников и вдруг, после 1917 года лавина споров вокруг его книг прекратилась. Наступила тишина. Несколько поколений читателей не знали о том, что был такой писатель Арцыбашев. Лишь в энциклопедиях чудом сохранилось воспоминание о нем и то с ярлыками: «белоэмигрант», «антисоветчик», «проповедник сексуальной раскрепощенности». Многие десятилетия Арцыбашев был вычеркнут из русской литературы. Последние «героические» годы начались после 1923 года, когда писатель был вынужден отправиться в добровольное изгнание Уезжал он на чужбину в предчувствии, что это навсегда, что там и умирать. Не знал только одного, что жить ему осталось всего то до весеннего солнечного дня 3 марта 1927 года, когда, так и не увидев своей родины, в Варшаве закончилась многотрудная жизнь писателя. Журнал «Огонек» на смерть писателя откликнется такими словами: «За границей умер М.П. Арцыбашев Вряд ли кто-нибудь из русской читающей публики горевал о смерти этого столь знаменитого в свое время русского беллетриста...» А.Р.Сергиенко |