Головна arrow Наше місто arrow Ахтырка авиационная arrow Иллюзии пространственного положения летчика в полете
Иллюзии пространственного положения летчика в полете Печать
Автор Газета "Город А"   
19.08.2010 г.

Сначала то, что пишут в учебниках по авиационной медицине. "Внезапное ухудшение погодных условий и видимости в полете, турбулентных возмущений атмосферы... в ряде случаев вызывают у совершенно здоровых летчиков нарушения восприятия пространственной ориентировки в полете, т.е. ошибочное ощущение своего пространственного положения и движения относительно плоскости земной поверхности".

Практически каждому летчику в течение своей летной карьеры приходилось переживать мягкие формы этого необычного состояния в полете. Однако самые ярко выраженные проявления нарушения пространственной ориентировки зачастую сопряжены с тяжелыми последствиями для безопасности полетов и даже фатальными исходами. По статистике 30% летчиков истребительной авиации страны за всю свою жизнь, по крайней мере, однократно испытывали в полете тяжелые нарушения пространственной ориентировки, причем на каждые 300 000 часов суммарного налета самолетов приходилось одно трагическое происшествие, вызванное непосредственно явлением иллюзии.

Случай, который я сейчас расскажу, не вписывается ни в какие понятия, описанные в учебниках по авиационной медицине, других изданиях, как наших, так и зарубежных, которые описывают эго явление. По моему глубокому убеждению, все, что написано авторами книг и статей, было услышано от летчиков, которые испытали на себе легкую или среднюю степень явления иллюзии. Те же, кто испытал на себе тяжелую степень, уже ничего не смогли рассказать.

Тем не менее, то, о чем я повествую, такая же правда, как и то, что Солнце всходит на Востоке. Просто примите на веру, даже если будет точить червь сомнения.

Первый раз о подобном я услышал от Б.А. Авдеева, летчика-штурмана 809 УАП. При полетах днем в сложных метеоусловиях он попал в ситуацию, когда во время сильной турбулентности воздуха (чаще принято у летчиков говорить "сильной болтанке") ему казалось, что он летит с большим креном. Проверив по приборам истинное положение самолета, он увидел, что самолет летит нормально, а у него появилась иллюзия ложного положения. В таком положении, пилотируя по приборам, и с ощущением того, что летит с большим креном, он вышел за облака. Линия горизонта, которую он увидел, сама провернулась, убрав кажущийся крен, хотя, с его слов, он не отклонял ручку управления. А иллюзия большого крена исчезла.

И хотя я глубоко уважал Бориса Андреевича как летчика, все же воспринял этот рассказ с некоторой долей иронии. Были какие-то сомнения в правдивости его слов. Трудно было представить, как может вращаться горизонт самостоятельно при неподвижном самолете.

Позже второй раз рассказал об этом же явлении прекрасный летчик и человек Андрей Васильевич Гритчин, мой первый летчик-инструктор в курсантские годы. Мы перегоняли самолеты Л-29 с аэродрома Ахтырка на аэродром Славгород (в Сибири) с несколькими промежуточными посадками. Взлетаем с аэродрома под Кустанаєм. Посадка на аэродроме Омск-"центральный". Стоит сложная погода.

Взлетели. Я - ведущий, Андрей Васильевич - ведомый. На него уже документы отправила воинская часть на увольнение из Вооруженных сил в запас по возрасту. Но не хватало опытных летчиков, и он согласился участвовать в перегонке самолетов только ведомым в паре (от греха подальше). На высоте 200 м в плотном строю входим в облака. Ведомый стоит "крыло в крыло". Потеряв ведущего, собраться парой уже невозможно. Сильная турбулентность в воздухе. На высоте 500 м очень сильно тряхнуло. Было даже ощущение, что отвалится плоскость. А дальше с его слов:

- После того как тряхнуло, появилось у меня чувство, что мы летим в перевернутом полете. Посмотрел на авиагоризонт (АГД - прибор в самолете для полетов вне видимости горизонта) - нормально. Смотрю на ведущего - такое чувство, что мы парой летим вниз головой. И так более 30 минут безрезультатно боролся я с ощущением того, что летим вниз головой. Выше 5000 тысяч метров выходим за облака. Светит яркое солнце, горизонт словно нарисован кистью художника. И вдруг смотрю, наша пара выполнила полубочку и дальше летит уже в нормальном положении, т.е. самолеты остались неподвижными, а горизонт сам провернулся.

Памятуя то, что когда-то рассказывал Авдеев о явлении иллюзии, которое было у него, я воспринял это с доверием к ведомому по паре, но все же какая-то червоточинка еще оставалась. Это было предисловием к тому, о чем я хочу рассказать.

Аэродром Левковка. Ночь. Сложные метеоусловия. Минимум погоды для записи в метеобюллетень (в шутку летчики говорят "для прокурора") - 150x1,5 (150 м высота нижней границы облаков, 1,5 км видимость), а фактически 120x1. Самолет Л-39. Из светотехники горят огни только левой стороны взлетно-посадочной полосы. И стоит один прожектор для освещения места приземления самолета. Лагерный аэродром учебного полка. Все время было, есть и будет впредь распределение оборудования аэродромов по принципу: сначала в боевые полки, а если что-то осталось - то в учебные. Хорошо хоть есть это. Взлетаю и ухожу по маршруту. Лечу в облаках и после разворота в сторону города Изюм на высоте 1500 метров наблюдаю слой сильно уплотненной облачности. А на фоне светлого пятна облачности от огней города чуть как бы обозначается линия горизонта, которая на высоте 1700 метров уже исчезает. Дальше - размытая облачность.

Во время полета по маршруту отказывает гиромагнитный компас (ГМК). Радиокомпас работает, аварийный компас, который плавает в спиртовой смеси и почему-то в обиходе называемый летчиками "бычий глаз", никогда не отказывает. Можно выдерживать курс полета по нему. После маршрута захожу на посадку. Перед ближним приводом (1 км от полосы) подглядываю, видно ли ее. Пока нет. Смотрю, авиагоризонт (АГД) показывает правый крен. Убираю его движением ручки влево, а он продолжает крениться вправо. Смотрю на указатель крена и скольжения, а там - противоположный крен. Приходит понимание, что АГД отказал, ведь это одна электрическая цепь: АГД - ГМК. Самолет снижается, высота уже метров 50. А когда убирал крен по указателю, появилось ощущение, что лечу с креном 120 градусов, то есть, в полуперевернутом положении. Вижу огни полосы, но не могу понять ее направления. Полная потеря пространственного положения самолета в воздухе. И абсолютная убежденность в том, что с иллюзией ощущения полета в полуперевернутом положении точно не сяду на посадочную полосу. Высота менее 30 метров. Вывожу максимальные обороты. По указателю крена и скольжения (самый примитивный, поэтому самый безотказный прибор в кабине летчика) стараюсь выдерживать самолет без крена и перевожу из снижения в набор высоты для повторного захода на посадку. При этом сохраняется чувство полета в полуперевернутом положении. Борюсь с этим чувством изо всех сил. Руководитель полетов спрашивает:

- Что случилось?

- Потом расскажу, - отвечаю я, (не до разговоров). Предельно малая высота, ночь и полная потеря пространственного положения самолета в воздухе.

После набора спасительной высоты 300-400 метров, памятуя о светлом пятне и слое сильно уплотненной облачности над.городом Изюмом, разворачиваюсь в его сторону. Пилотирую очень плавно, чтобы не усугубить свое состояние.

Высота 1500 метров. И вот оно! Подобие лини горизонта выполняет вращение вокруг оси из полуперевернутого положения в нормальное. При этом ручка управления самолетом остается неподвижной. В течение какого-то минимального промежутка времени явление иллюзии пропадает, -(восстанавливается пространственное положение самолета в воздухе, приходят в соответствие показания приборов). Видимо, в это мгновение, когда глазам есть хотя бы за что-нибудь зацепиться в воздухе, в момент появления хоть чего-нибудь похожего на подобие горизонта, что-то происходит в голове. И вот это что-то через глаза иллюзорно передает вращение горизонта при абсолютно неподвижном самолете. Пролетев еще с минуту и убедившись окончательно, что явление иллюзии исчезло, повторно захожу на посадку. Пилотирую только по указателю поворота, "бычьему глазу" и радиокомпасу плюс динамической группе приборов. После прохода ближнего привода вижу огни, обозначающие левую сторону полосы. Вижу, что посадочная полоса действительно справа от огней и ее освещает прожектор, я лечу в правильном положении, абсолютно уверен в безопасной посадке.

После полетов рассказываю об этом явлении другим летчикам. Шутники говорят: - Это ты, Корнеевич, вероятно с "бодуна".

Сам когда-то так же думал. Но это - истина, примите на веру как аксиому. И пока живы в Ахтырке два упомянутых мною старых летчика, все кто сомневается, спросите у них.

Анатолий Чехута, летчик 1 класса, мастер спорта СССР по самолетному спорту

{jcomments off}

 
kylymy_150523.jpg

bezp_181120.gif

express.gif

pam_100221_02.jpg

bud_250323.jpg

brus_110423_02.jpg

pesok_220823_01.jpg