Головна arrow Наше місто arrow Ахтырка авиационная arrow Влюбленный в небо
Влюбленный в небо Печать
Автор Газета "Город А"   
30.12.2013 г.

19 декабря 2013 года свой 90-летний юбилей отпразд­новал Георгий Иванович Титов, отставной летчик-инструктор, который го­товил авиаторов в годы Великой Отечественной войны для воздушных сражений с немецкими асами.

Заместитель городского головы Н.И.Колесник, депутат горсовета Л.С.Могилко, руководитель военно-спортивного клуба "Память" А.Ю.Чернышкин и сослуживцы Ти­това - полковник в отставке В.В.Смирнов,подполковник в от­ставке А.В.Фомин, пришли поздра­вить славного ветерана.Георгию Ивановичу вручили грамоту губер­натора, грамоту от инженерного полка,медаль "100 лет авиации ", цветы и подарки. Юбиляр вспом­нил истории из своей летной жиз­ни.

- Родился я 19 декабря 1923 го­да, в с. Красноселка Увельского района Челябинской области. В один прекрасный момент вызвали меня в военкомат. На то время я окончил полных 8 классов, до по­следнего звонка 9-го немного не дотянул, хотя по тем временам (1938-39 года) даже 7 классов считалось почти что академией.

С военкомата направили меня проходить медкомиссию в летную школу, где учили летать на самоле­те У-2 (сейчас ПО-2 "кукурузник").Со мной, правда, оказалась не­большая неувязка. Чтобы учиться на летчика, кандидат должен до­стигнуть 18 лет. А я-то младше! Но ничего, говорят, когда окончишь - будет тебе 18, учись!

После медкомиссии отпустили на недельку, собрать вещи и под­готовиться ехать в Троицк Челя­бинской области. В общем, скоро приехали туда, в третью эскадри­лью ГВФ (гражданский воздушный флот). Отводят «ас в сарай, выда­ют по охапке соломы и говорят: "Располагайтесь". Такие вот удоб­ства были.

Скоро новая комиссия - набирали летный состав. Опять прошел,опять годен. Ну что ж, дальше до­рога на аэродром открылась. Нас всех на машину, потом в палатку -на улице март-апрель. Разбили по летным группам по алфавиту (по 6 чел.) Я, Титов, Тюнегов, Тореев, Тепляков (он, кстати, летал на Ту-104 потом) и Старостин оказались вместе. Старостина нам подкину­ли, так как на Т курсанты окончи­лись.

Сперва началась у нас теорети­ческая подготовка. В маленьком, тесном здании разместились сто­ловая, класс, модели самолетов и двигателей. Учились мы там при­мерно год. И вот однажды прихо­дит к нам женщина и представля­ется: "Я летчик-инструктор Вален­тина Статнова. Буду учить вас ле­тать на У-2. Вы должны быть чест­ными, правдивыми, но главное, чтобы точно и старательно выпол­няли все озвученные задания".

Скоро мы уже вовсю занима­лись на аэродроме. Всех она про­пустила через кабину самолета. Рассказала, показала, обучила. Спустя некоторое время Статнова назначила полеты и скоро мы уже взлетали. Первыми, как сейчас помню,пошли в ознакомительный полет Тюнегов и Тепляков.

"Сынок, Вася, что ж ты дела­ешь!", - такая у Статновой была лю­бимой поговорка. Нам приходи­лось за время обучения услышать эту коронную фразу не раз и не два. Ведь не все сразу получалось.

Первый полет помню хо­рошо. Когда возьмешь в руки ручку (это теперь штурвал), ничего не ощущаешь, ни­какой тяжести, никаких перегру­зок.Очень и очень хорошо мне бы­ло в полете. Минут 10 по кругу про­летел.

До самостоятельного полета я налетал уже достаточно много с инструктором. Полет по кругу, круг закончил, зона пошла... такое из памяти не стирается. Когда окон­чили полеты в зону, ко мне приез­жал отец мой. Эта встреча просто врезалась в память. Я как раз ле­тал. Приземлился. Вижу отца, а он мне: "Как же так?! Страшно же! Что ж ты делаешь!".

У меня отец был шахтером, и ма­ма работала в шахте. В общем,отец углублялся в землю, а я наоборот - над поверх­ностью воспарил. Но интересно, что когда меня направили "в летчики", родители не были против. Видно сложно им даже было представить, что их сын начнет летать над землей. А тут отец, когда увидел воочию, как я управляюсь с са­молетом, как-то за ме­ня испугался. Но ско­ро его испуг сменила гораздо более страш­ная новость, чем страх за собственного сына. Из динамиков объя­вили, что началась война, Великая Отече­ственная война.

Как выяснилось по­том, бои шли уже как неделю, но о ней у нас еще никто не знал. Скоро нам со­общили, что летный состав, инст­руктора -все остаются, а курсанты переводятся в 101 эскадрилью, для продолжения дальнейших по­летов. Мы нужны были для обеспе­чения нужд фронта.

Всех курсантов погрузили в ва­гоны и отправили в Стерлитамак(Башкирия) проходить дневные и ночные полеты. Скоро ГВФ пере­дают в подчинение ВВС (раньше гражданский флот существовал от­дельно от военного). Мы как раз окончили программу полетов и были направлены в Энгельскую школу пилотов. Попали мы в эска­дрилью учиться на Як-6, СБ и Ту-2.

Так мы становились военными летчиками. Дали нам форму и вы­пустили летать над полем артучилища. Дальше перевод в другую эскадрилью - учиться управлять боевым пикирующим бомбарди­ровщиком Петлякова. После выпу­ска направляют в 18-ый запасной полк проходить боевое примене­ние Пе-2: стрельба по конусу и бомбометание на полигоне.

Скоро окончили эту сжатую про­грамму обучения. Курсантов пост­роили и зачитали приказ о направлении в боевую часть. Все фа­милии зачитали,кроме моей. А мне говорят, готовься на стажи­ровку. Тогда все рвались только на фронт - и я конечно расстроился! Но видимо, у меня были лучшие показатели в группе, вот и остави­ли инструктором.

Прошел месяц стажировки, а я все никак не сделал ни одного вы­лета. Не хватало радиуса, слишком далеко прорвались немцы. Вер­нулся в Кировоград в запасной полк. Начал работать инструкто­ром на учебном самолете (в ос­новном на Пе-2). Скоро отбыл за самолетами в Казань. Получили там учебный и боевой Пе-2. Учеб­ный - себе, а боевой - в часть. Ког­да прибывают фронтовики,для них самолеты должны быть всегда наготове.

Скоро нас перебазируют за Ти­располь (Молдавия). Весь наш полк там оказался в 1944 году. Уз­нал я об этом неожиданным обра­зом. Когда мы получили в Казани Пе-2, полетели домой, к Кирово­граду. Вдруг сообщают, что полк уже в Тирасполе. Ну а нам, что? Разворачиваемся - и туда. Сдали эти самолеты и стали учить летчи­ков управлять боевыми.

Все тогда стремились овладе­вать знаниями, хотели помочь приближению Победы. Каждый человек стремился служить Роди­не и скоро мы врага разбили. Ну а после войны наш полк разогнали. Однако я все равно остался в авиации, потому что прикипел к этому делу всей душой.

Записал Андрей Михеев

 
kylymy_150523.jpg

bezp_181120.gif

express.gif

pam_100221_02.jpg

bud_250323.jpg

brus_110423_02.jpg

pesok_220823_01.jpg